Два одиночества

Экранизация художественных произведений – вопрос сложный и противоречивый. Каждая экранизация – повод для споров и неприятия чужой точки зрения. К сожалению, снижение интереса к книге и чтению все больше сводит на нет необходимость подобных дискуссий, поскольку большинство потенциальных читателей превращаются в доверчивого и согласного зрителя. Нет своего образа книги, нет в сознании героев, которых, быть может, наделил бы чертами любимых людей, нет темпа, совпадающего с твоим. Значит, и спорить не о чем – фильм сам все за тебя решит.
Вот почему большое счастье - найти экранизацию, мимо которой пройти нельзя, которая не только дарит ощущение прочтения и погружения в текст, но и самоценна в художественном отношении. Именно такой фильм в 1958 году снял Ричард БРУКС: «Кошка на раскаленной крыше» по пьесе Тенесси УИЛЬЯМСА. Несмотря на то, что сам драматург остался недоволен картиной, благодаря ей мы сегодня в контексте «Кошки…» можем говорить не только о литературной классике, но и о кинематографической. Тенесси Уильямсу вообще повезло, что две его самые известные пьесы воплощены в культовые фильмы, второй - «Трамвай «Желание» (1951, режиссер - Элиа КАЗАН).
Раскаленный страстями воздух обжигает легкие, натянутые нервы напряжены, что отдается звоном в ушах, простота линий и буйство актерского существования в фильме – все это «Кошка на раскаленной крыше». Кажется, порой, что Пол НЬЮМАН и Элизабет ТЕЙЛОР слишком красивы для того, чтобы разыграть драму без глянца, но именно в их исполнении пьеса обрела жизнь – задышала и заговорила. В каждом из них столько темперамента, необходимого для образов Мэгги и Брика, столько актерской техники, но, что важнее всего, много чувств, они, как и их герои, вынуждены выстоять, когда поток прорывается сквозь заслоны, плотины и прочие преграды. Словно запертые в одной комнате, Мэгги и Брик должны измерить свое одиночество одиночеством другого.
С виду это семейная драма, в которой происходят понятные и не новые для литературы и кино столкновения. Проблемы, возникающие из-за недопонимания, банальные конфликты из-за наследства. Но из всего этого банальная завязка превращается в исследование личности, изучение человека, его сомнений, недоверия, любви, способности к прощению. Отношения Брика и Мэгги – сложный клубок противоречий, в котором можно разобраться, лишь постаравшись пойти друг другу навстречу, оставив гордость и обиды и доверившись любви. На поверку оказывается, что когда она есть, все остальные проблемы решаются гораздо легче. «Жизнь с кем-то, кого любишь, может быть более одинокой, чем жизнь в полном одиночестве, если тот, кого любишь, не любит тебя». Эта реплика Мэгги стоит многих трактатов по психологии любви и отношений.
Литература и кино как искусство в отличие от науки (в частности, психологии) обладают уникальной возможностью: здесь не нужно рассуждать, они воплощают свои идеи в образах. Превращаясь в метафоры реальности и воображаемого, эти образы входят в наше сознание. Поэтому художественное произведение живет столько раз, сколько людей впустили его в себя: оно каждый раз иное, у него каждый раз другая судьба.

Марина БИТОКОВА

Свежие номера газет Горянка


20.01.2021
16.01.2021
13.01.2021
30.12.2020