Черкесские сны Заины Эль-Саид (Къэрэгъул)

Рубрика:

23 декабря в арт-центре Madina Saral’p открылась выставка Заины ЭЛЬ-САИД
«Сны о Черкесии», которая будет работать в течение трех недель – до 14 января. Это первая персональная выставка художницы на родине ее предков. адыгская фамилия Заины – КЪЭРЭГЪУЛ. Она родилась в 1978 году в Иордании в семье потомков мухаджиров, покинувших родину в конце XIX века.
Заина из семьи художников и сегодня продолжает семейное дело. В 2001 году получила высшее образование в Американском межконтинентальном университете в Лондоне. Затем много ездила по Европе, США и России, с 2010 года обосновалась в Аммане и занялась искусством. Рисовала, занималась каллиграфией, в 2014 году ее творческий метод сделал большой поворот в сторону искусства коллажа. Суть коллажа как вида изобразительного искусства заключается в использовании различных материалов на холсте: это могут быть журнальные и газетные вырезки, обложки компакт-дисков и любые доступные материалы, которые находит художник. Искусство коллажа – своеобразный способ собрать миры из уже существующих мест и людей, из разрозненных объектов собрать цельное полотно, соединить их в гармоничную композицию и выразить собственное видение темы.
Двигаясь вперед, Заина переключилась на цифровой коллаж, и ей удалось смешать цифровые и созданные руками работы и создать единое произведение. Это разные текстуры и эклектичный, сюрреалистический результат, который она стремилась получить. Произведения Заины строятся на объединении многих миров в единое целое, она фокусируется на полилоге мировых культур, в ее полотнах объекты архитектуры, мифические мотивы, археология, произведения искусства и природа объединены в одном полотне. «В моем творчестве главный герой (или авторитетная фигура) ведет определенную работу и переплетается в истории паттернов, идей, архитектуры и деталей, которые имеют совершенно разное происхождение. Я сосредоточиваюсь на создании гармонии через различия и показываю единство на основе контраста цвета и идей, чтобы передать важность превосходящих различий. Это возможно, если сосредоточиться на красоте», - говорит Заина.
Для нас, как и для самой Заины, первая выставка на родине предков – значимое событие. Несмотря на то, что в своем творчестве она затрагивает различные темы и говорит о многих культурах, тема этнических корней и первоистока для нее - одна из центральных.
«Я выросла в семье, - рассказывает Заина, - где слышались отголоски родины, они жили всегда глубоко в уголках сердец моих близких. Далекий край, который часто описывали мне, ребенку, как рай на земле, где совершаются почти сказочные подвиги во имя героического, сражаются доблестные воины, защищают свою родину благородные мужчины.
Идея образа родины жила во мне всегда и концептуально выражала себя как реальность в форме ярких снов. Случайные образы прекрасных гор, душевных людей, отрывки из интересной мифологии и самобытного искусства, которые были почти недоступны для нас в диаспоре, в сочетании с воображением питали и обогащали мой внутренний мир, похожий на росток творения в собственном сознании и мышлении художника.
Когда я начала заниматься искусством, мир этой заветной мечты стал проявляться в виде художественных работ, выражающих в основном глубокие эмоции и представления об исконной земле предков».
Всматриваясь в работы Заины, погружаясь в их глубину, думаешь о том, что избранная техника как нельзя лучше выражает мироощущение художника. По крайней мере, в экспозиции «Сны о Черкесии» практически кожей ощущаешь, что коллаж – это способ рассказать о разрозненном чувстве связей с миром, которое испытывают многие представители адыгской диаспоры. Образ родины, живущий в их сознании, чувство языка и вообще сопричастность к судьбе народа собираются по крупицам из обрывков фольклора, который помнят старшие, из основ хабзэ, живущих в подсознании, из мечтаний о потерянном рае и идеальном человеке, наделенном высокими качествами адыгагъэ. «Способность мечты и воображения безгранична, и здесь возможно все. Это роль Творца, работающего с человеком. Думаю, что к этому процессу я тоже имею отношение, и мое участие заключается в формировании черкесской культуры, а если более детально, в конструировании образа идеального человека. В своей коллекции я создала и представила работы, которые наилучшим образом соответствуют этой идее.
Не существует, думаю, определенного застывшего времени или места, видимого параллельно с мечтой. Я использовала несколько значимых символов, некоторые из них повторяются, например, красные розы, луну, цветы и руки. Эти образы имеют личностное и личное значение. Они обозначают такие идеи, как божественность, свобода, бессмертие, возрождение и сознание. Идеи, представленные в форме символов, выражают невидимую часть жизни».

Марина БИТОКОВА

Свежие номера газет Горянка


14.06.2018
06.06.2018
30.05.2018
23.05.2018