«Три цвета времени»

Рубрика:

2 февраля в двух залах Арт-Центра Madina Saral’p открылась выставка двух художниц из Абхазии.
Экспозиция знакомит зрителей с работами известного керамиста и графика Валентины ХУРХУМАЛ и проектом
художника по костюмам Эльвиры АРСАЛИЯ. В зале на первом этаже состоится презентация проекта «Три цвета времени» (автор - Эльвира Арсалия, фотограф - Отто ЛАКОБА; образ, стиль – Маиана ЦВИЖБА; ручная печать фотографий мастерской Artoffoto, Санкт-Петербург). На втором этаже открылась персональная выставка керамики и графики известной художницы Валентины Хурхумал «Дорога домой», приуроченная к 80-летию скульптора, которое будет отмечаться в этом году.
Обе выставки будут экспонироваться в арт-центре до 22 февраля.
Приезда Эльвиры Арсалия в Нальчик с собственной выставкой уже давно ждала нальчикская публика, она бывает здесь довольно часто, но не с персональными экспозициями, а в качестве организатора коллективных выставок абхазских художников в Кабардино-Балкарии. Интерес к работам и в целом творчеству дизайнера и художника по костюмам закономерен: Эльвира Анатольевна - не только самобытный, современный автор, но и исследователь абхазского и, можно без преувеличения сказать, кавказского женского костюма. Аспекты, в которых она исследует одежду и абхазский национальный костюм, сближают ее творчество с творчеством Мадины САРАЛЬП. Поэтому можно сказать, что в данном случае мы имеем дело не просто с выставкой дизайнера в Нальчике, но и с совпадением профессионального контекста выставочного пространства и экспозиции.
В Нальчик Эльвира Арсалия привезла свой фотопроект «Три цвета времени» - первую часть трилогии. Проект объединил несколько направлений: костюм, фотографию, интерьер. Лиричный женский образ начала ХХ века, отразившийся в костюмах художника и в объективе современного фотографа. Три цвета времени – это прогулка по прошлому в эпоху потрясений и перемен, войн и эмиграции, встреч и расставаний, отраженная в молчаливых образах, напоминающих поэзию Велимира ХЛЕБНИКОВА: «Она стояла скорбно, странно, / Как бледный дождь в холодном лете...»
Костюм эпохи модерна отражает смену идеалов: меняются пропорции, строй, силуэт. Под влиянием нового стиля декоративная отделка платья постепенно исчезает, главное внимание сосредоточивается на выразительности основных конструктивных элементов. Это время, когда в костюме сочетаются западноевропейское влияние и национальный колорит.
Прототипом этой серии можно считать традицию «кабинетного портрета», появившуюся в 1860-х годах в Англии и пришедшую в Абхазию в конце ХIХ века. Такие портреты имели формат 4? ? 6? дюйма и снимались в специальной студии на фоне «кабинетных» декораций: стула, стола, софы, детских игрушек и т.д. В начале века в Сухуме функционировал ряд фотоателье, самым известным из которых было ателье Л. Пименидиса, за свое мастерство удостоенного высшей награды великого князя Николая Константиновича РОМАНОВА.
Ощущая неразрывную связь с прошлым, идея «кабинетного портрета» была обновлена: безличные формальные портреты сменились психологическими, субъективным этюдами. Минималистский интерьер подчеркивает связь моделей и пространства, в котором они проживают свои истории, по-своему одинокие и полные размышлений. Пространство кадра не ограничено безупречным серым фоном, реальный мир студии соприкасается с ним, намекая, что игра в прошлое меняет лишь внешнюю форму, оставляя содержание неизменным.
Для проекта были созданы костюмы с элементами реконструкции и декора, осуществлены фотопробы и постановочные съемки в павильоне, выполнена ручная бромсеребряная печать фотографий.
Сама Эльвира Арсалия как автор проекта говорит о «Трех цветах времени» следующее: «Творческий процесс над проектом «Три цвета времени» для меня - сложная и интересная задача, как художнику через авторскую интерпретацию передать тонкую экзистенциальную красоту давно минувшей эпохи».
Для каждого, кто посетит представленную экспозицию, она откроет что-то новое в том времени, на тему которого позволили себе пофантазировать авторы фотопроекта. Это не только история о времени, но и история героев, запечатленных на портретах, зарисовки характеров, быта и моды как непременного атрибута женского мира повсе-дневности и непрерывного течения времени в незначительно меняющихся декорациях. Несмотря на почти полное отсутствие национального контекста, в подтексте он считывается постоянно: и в предметах интерьера, и в характерных особенностях платьев. «Это интересная история, наше личное представление, - говорит Эльвира Анатольевна, - о том, что это была за эпоха, какой тогда была красота. Это личные представления, переданные на объектив, бумагу, какие-то средства художественной выразительности в костюме. Но, помимо этого, каждая фотография – история человека, который с кем-то расставался, кого-то не дождался, о чем-то думал… И если зритель увидит еще что-то, это означает, что он рефлексирует и мы свою задачу решили».
«Три цвета времени» - еще и размышление о том, что составляет суть нашей жизни: взаимоотношения, чувства, секреты на двоих и тайны, о которых не рассказывают никому. В центре картины мира, представленной коллективом авторов, находится женщина. И в какой-то степени это гимн женской красоте, поиски ответа на вопрос, что такое женственность, где ее начало, в чем суть. Вдумчивый зритель найдет здесь аллюзии на произведения литературы и искусства, а также отклик на какие-то собственные переживания, почувствует «свой» кадр, который какой-то магнетической силой будет вновь и вновь приковывать к себе взгляд.

Марина БИТОКОВА

Свежие номера газет Горянка


11.04.2018
04.04.2018
29.03.2018
21.03.2018