Муниципалитет «Анна Павловна» в Нидерландах

21 февраля 1816 года в Петербурге обвенчались младшая дочь российского императора Павла I – 21-летняя великая княжна Анна Павловна и 23-летний принц Вильгельм Оранский, старший сын короля Нидерландов Вильгельма I. Свадьба была довольно скромная для августейших особ. Анне Павловне позволялось сохранить православную веру, а свекор-король подарил ей домик в Заандаме, где некогда жил ее прапрадед Петр I. Анна стала изучать нидерландский язык, историю и литературу Нидерландов. Спустя четырнадцать лет принц Вильгельм стал королем Виллемом II. Анна Павловна занималась благотворительностью, заботилась об учреждении учебно-воспитательных заведений для детей бедных классов; под ее покровительством было основано около пятидесяти  таких приютов. А во время войны с восставшей Бельгией она на свои средства основала госпиталь и инвалидный дом. В Нидерландах имя Анны Павловны носит муниципалитет, который  так и называется - «Анна Павловна».
В этот день в 1848 году Карл МАРКС и Фридрих ЭНГЕЛЬС опубликовали в Лондоне «Манифест коммунистической партии».  Это был первый программный документ научного коммунизма, в котором изложены основные идеи марксизма, он стал первой программой международной коммунистической организации. Написан был «Манифест»   по поручению второго конгресса Союза коммунистов в качестве программы этого союза. Карл Маркс и Фридрих Энгельс в этой работе декларируют и обосновывают цели, задачи и методы борьбы зарождавшихся коммунистических организаций и партий. Также они провозглашают неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата. Начинается «Манифест» словами: «Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма», а заканчивается знаменитым историческим лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». «Манифест» в сжатой форме излагал основные положения материалистического понимания истории, объективные законы развития общества, закономерности перехода от одного способа производства к другому. Все ранее существовавшие классовые общества «Манифест» характеризовал как историю борьбы классов. Также он остро критиковал устои буржуазного строя,  осуждал захватническую политику буржуазии, агрессивные войны, присущие капитализму, доказывал, что свержение капиталистического строя приведет к коренному изменению международных отношений. Выдвигал идею превращения пролетариата в господствующий класс, его диктатуру. Карл Маркс и Фридрих Энгельс в «Манифесте» впервые изложили исходные положения своего учения о коммунистической партии. Они отмечали, что у коммунистов нет никаких интересов, отдельных от интересов пролетариата в целом, они представляют собой авангард рабочего класса. «Манифест» многократно переиздавался при жизни авторов, но изменения не вносились. Маркс и Энгельс отмечали, что он «является историческим документом, изменять который мы уже не считаем себя вправе».
21 февраля 1935 года в Москве открылся первый в СССР международный кинофестиваль. Существует мнение, что фестиваль был организован по указанию Сталина в противовес кинофестивалю в Венеции, проведенному в 1934 году. В Москву для участия в фестивале прибыли делегации из США, Италии, Англии, Франции, Швеции, Чехословакии, Польши и Норвегии. Председателем  жюри был сам Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН. Всего на фестиваль было заявлено 65 фильмов. Комиссия отобрала 26 из них. Звуковые фильмы «Юность Максима», «Чапаев», «Горячие денечки», ««Крестьяне», «Частная жизнь Петра Виноградова», «Летчики», «Любовь и ненависть», «Новый Гулливер» были включены в советскую программу. Открыли кинофестиваль показом фильма «Чапаев» в кинотеатре «Ударник». Главный приз был вручен киностудии «Ленфильм» за кинокартины «Чапаев», «Юность Максима» и «Крестьяне». Второе место получил француз Рене КЛЕР за фильм «Последний миллиардер». Художественные мультипликации Уолта ДИСНЕЯ стали третьими. Почетными грамотами фестиваля были награждены фильмы «Летчики» и «Новый Гулливер».
В этот день в 1942 году родилась Вера АЛЕНТОВА – известная советская и российская актриса театра и кино.  Она начинала свою карьеру в Московском театре имени А.С. Пушкина, на сцене которого сыграла много запоминающихся ролей в классических и современных постановках. В 1981 году актриса была удостоена Государственной премии Советского Союза за роль в кинофильме «Москва слезам не верит», принесшим ей всемирную славу. За этот фильм В. Алентова получила премию международного кинофестиваля в Брюсселе «Сан-Мишель» за лучшую женскую роль. Полюбились зрителям и роли в картинах «Такая короткая долгая жизнь», «Время для размышлений»,  «Завтра была война», «Зависть богов», «И все-таки я люблю...» и других. Народная артистка России, заслуженная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии имени Васильевых Вера Алентова награждена орденами Дружбы, «Почета» и «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
21 февраля 1972 года ушла из жизни русская балерина, хореограф и педагог Бронислава НИЖИНСКАЯ. В Императорском театральном училище в Петербурге она училась танцевальному мастерству у известного педагога Энрико ЧЕКЕТТИ. Нижинская работала в Мариинском театре, а в 1909 году вместе с братом приняла приглашение Сергея ДЯГИЛЕВА и выступала в организованных им «Русских сезонах» – так назывались гастроли русского балета во Франции. Вскоре Бронислава открыла балетную школу в Киеве. Одним из ее учеников был Серж ЛИФАРЬ – будущий известный танцовщик Русского балета Дягилева и хореограф. В 1921 году Нижинская эмигрировала за границу и стала главным хореографом в труппе Дягилева. Бронислава за три года сотрудничества с ним поставила балеты «Лиса» и «Свадебка» на музыку СТРАВИНСКОГО, «Искушение пастушки», «Лани», «Голубой экспресс» и другие. В начале 1930-х годов работала во Франции, затем основала собственную балетную компанию. Б. Нижинская ставила танцы на музыку Феликса МЕНДЕЛЬСОНА для кинофильма «Сон в летнюю ночь». Позже переехала в США, где вновь занялась преподавательской деятельностью, открыв школу балета, впоследствии сотрудничая с разными балетными компаниями.
 

Подготовила Фатима ДЕРОВА

Свежие номера газет Горянка


17.02.2021
10.02.2021
03.02.2021
27.01.2021