С чистого листа

Его седина отливает белым серебром, его голос, кажется, звучит только для тебя, пробираясь в такие уголки души, о которых уже вроде бы и забыл, потому что не привык открывать их кому-либо. Его музыка, о которой мы знаем непростительно мало, открывает какое-то новое измерение, его искусство расширяет границы мира, делая его богаче, прекраснее и многограннее.
Джабраил ХАУПА стал героем первого документального фильма из нового цикла Инвера ТАМАЗОВА «A prima vista» (2015). Деликатность режиссера в данном случае превратила их диалог в монолог, что позволяет зрителю ощущать каждую минуту фильма как личный разговор с маэстро. И, наверное, такая оптика образа главного героя стала возможной благодаря какой-то особой доверительности, возникшей между Инвером и Джабраилом, как между старшим и младшим, учителем и учеником. В этом приближении, пристальном взгляде композитор становится понятнее нам, но в то же время очевидно, насколько он недосягаем – словно его творческая натура под увеличительным стеклом повседневного общения.
Именно это приближение много говорит об обоих героях фильма – о том, кто говорит, и о том, кто почти безмолвен, ведь хотя режиссер и отсутствует в кадре, но из монолога с героем ни разу не выпадает. Через него и его восприятие мы прикасаемся к миру Джабраила Хаупы. В речи героя смешиваются языки, воспоминания и ассоциации перемежаются – от сельского детства до консерватории, от БАХА до Бекмурзы ПАЧЕВА, и звуки прикосновения чашки к столу или шелеста перебираемых рукописей предшествуют музыке или следуют за ней. В пространстве, обжитом Джабраилом, нет ни одной лишней вещи, ни одной случайной фотографии, и не нужно знать историю их всех, чтобы понять это. Чтобы перенести этот мерцающий, необъятный мир человека, его музыки и поэзии в плоскость кино, режиссеру необходимо обладать определенными качествами и даже в определенной степени самому быть частью того мира, о котором он снимает. Деликатность Инвера – это не только деликатность режиссера, но и особая человеческая деликатность, чуткость и бережность по отношению к тому, о чем он рассказывает. В этой доверительности есть какая-то теплота и хрупкость, как у истинной драгоценности.
Презентация фильма «A prima vista» состоялась в июне. После показа Наталья Анатольевна СМИРНОВА рассказала о своих впечатлениях: «Первые кадры откровенно смущают и провоцируют: фигура Джабраила не вмещается в кадр, заполняя его полностью и выходя за его пределы. Эта визуальная метафора становится стартовой, а затем и концептуальной, определяя дальнейшую стилистику фильма Инвера. Он строится на абсолютном снятии дистанции с происходящим (это уже не крупный план, а буквальное осязание происходящего)…»
Название фильма – это музыкальный термин: игра с листа, без подготовки и без предварительного знакомства с нотным текстом. Это название в контексте фильма наполнено метафорически – режиссерское чтение героя возможно только без подготовки, шпаргалки здесь не заготовишь. И когда у режиссера есть возможность узнавать мир личности, достойной такого узнавания, проникновения и прикосновения, а у человека, обладающего таким миром, есть возможность быть понятым и узнанным, такое взаимодействие – важная часть творческого счастья.

Марина БИТОКОВА

Свежие номера газет Горянка


25.11.2020
18.11.2020
11.11.2020
06.11.2020