Вертикальная песня Гарсиа Лорки

Рубрика:

«Учись у родника, который лихорадит ночные сады, и никто не знает, когда он смеется и когда плачет, когда начинается и когда закончится».
5 июня исполняется 120 лет со дня рождения Федерико Гарсиа ЛОРКИ. Эту дату можно было бы, наверное, обойти стороной, если бы он был только поэтом. Но Лорка, обладая необычайным поэтическим даром, талантом к музыке, рисунку и театру, стал еще и знаком своей эпохи и культуры, самой поэзии, воплощением которой стал.
Жизнь Гарсиа Лорки, его необыкновенные человеческие качества, легкость и простота, бесконечная любовь и талант дружбы создали особый ореол вокруг его имени, а его трагическая смерть, варварское вымарывание его самого и его стихов из исторической памяти, фактическое отсутствие места его захоронения превратили это имя в легенду. В очень близкий и в то же время символ недостижимой поэтичности, абсолютного соответствия внутреннего и внешнего.
В литературе Гарсиа Лорка остался не только как поэт и драматург, но и как автор эссе и лекций, в которых неустанно ищет ответ на вопрос, что такое поэзия. Он погружался в глубины народного испанского искусства канте хондо, тайну дуэнде, мотивы городского фольклора и андалузских колыбельных песен, чтобы понять, для чего человеку нужна поэзия. Обращался к наследию испанской литературы, к поэтам предшествующих эпох, к пьесам великих драматургов (Лопе де ВЕГА и КАЛЬДЕРОНА), отыскивал забытые имена и возвращал их читателю (Дон Педро Сохо де Рохас), знакомил испанскую публику с творчеством современных ему латиноамериканских поэтов (Рубеном ДАРИО, Пабло НЕРУДО). В каждом его очерке или интервью - восхищение теми, кто писал стихи до него и пишет при нем, глубокое понимание самоценности творчества, идущее из самой натуры Гарсиа Лорки, неизмеримых глубин его поэтической индивидуальности. Он не знал, что такое литературная ревность или соперничество, и испытывал их на себе со стороны многих других. Но сам когда-то вывел закон своего отношения к критике и зависти, которому следовал: «Учти и помни, что лягушка строго критикует бредовый полет ласточки».
Если вчитаться, к примеру, в «Советы поэту», то найдем в них концентрированное и метафорически закодированные рассуждения о природе поэзии и ее отношениях с поэтом. О его роли в создании стихотворения, об ответственности за сказанное слово. «На перекрестках пой вертикально», - говорил Лорка, поэзия не может быть в угоду времени, политике, направлению в искусстве. Свет может падать с разных сторон, и тени будут расходиться в разные стороны, но поэт обязан петь вверх. Рожденный во «время, чреватое трагедией», Лорка узнал, что значит эта тень от его вертикальной песни, упавшая на одну из сторон перекрестка.
Рассуждения Федерико Гарсиа Лорки о поэзии хочется постоянно цитировать, потому что каждое из них как стихотворение: о самых неразрешимых для себя вопросах он говорил легко и знал, каким трудом ему давалась эта легкость в стихах, эссе и в жизни.
«В лекциях я говорил иногда о поэзии, но вот о чем я совершенно не могу говорить, – это о моих стихах. И не потому, что не осознаю того, что делаю. Нет. Напротив, если правда, что я божьей – или сатанинской – милостью поэт, то такая же правда, что поэт я милостью техники и усилия и еще  отчетливого знания того, что такое стихи».

Марина БИТОКОВА

Свежие номера газет Горянка


08.08.2018
01.08.2018
25.07.2018
18.07.2018