УСТАЮ, НО НИКОГДА НЕ ХОЧУ РАССТАВАТЬСЯ С ДЕТЬМИУчитель начальных классов Фаризат ГЫЛЛЫЕВА много лет совмещала работу психолога и педагога в санаторно-лесной школе №1. Когда стало не хватать сил, выбрала педагогику. В прошлом году у нее был выпуск, в этом она снова набирает первый класс. «Как будто я сама пойду первый раз в первый класс. Волнуюсь», - признается она. Мы записали ее монолог перед важным для родителей, детей и учителей днем – 1 сентября. - Дети… Если бы можно было сделать рентген учительских душ, мир был бы потрясен. Вы не представляете, как глубоко мы переживаем за детей, непоправимо нарушая баланс свой – чужой. Да, у нас есть свои дети, но они получают гораздо меньше от нас, чем те, которые в классах. Многие думают, что в нашей работе много рутины: повторяешь одни и те же темы, оцениваешь знания ученика, выдерживаешь дистанцию общения – одну и ту же со всеми… Нет, все не так. Мы работаем с детьми. И к каждому надо искать индивидуальный подход, иначе результата не будет. В санаторно-лесной школе много детей из неблагополучных семей. И в первом классе просто мучительно работать, потому что многие вообще не готовы к школе. Но трудности сопряжены и с радостью преодоления, радостью пробуждения интереса к учебе. Когда ученик становится твоим сообщником, это великая радость педагога. Вместе читаем тексты, и в классе абсолютная тишина – дети слышат красоту слова. У доски неуспевающий малыш – и снова все замерли, сочувствуя, сопереживая, он ответил, он смог – и радостный выдох! В это невозможно поверить, но мы, учителя, помним всех своих учеников. Они – наши дети. Я отслеживаю даже их судьбы. Порой иду по Нальчику, и меня сгребают в охапку повзрослевшие ученики, головы надо мной – как вымахали, и, утонув в их объятиях, слышу над собой: «Фаризат Хамзатовна, здравствуйте!» Я даже не знаю, кого, кроме учителей, так часто на улицах обнимают, приветствуют и радуются. Во время таких встреч всегда повторяю: «Помню вас и люблю». Помню, как малыш положил мандарин с кожурой в рот, и я, испугавшись, что он поперхнется, кинулась к нему, думая, что он так играет. А оказалось, что первый раз в жизни увидел мандарин. Наши ученики живут в разных семьях, порой приходится прилагать неимоверные усилия, чтобы раскрыть их таланты. Практика показывает: дети из неблагополучных семей зачастую становятся сильными, прекрасными людьми, приносящими пользу обществу, если с ними работать. Главное, чтобы они почувствовали нашу заботу и веру в них. Если у кого-то из наших учеников нет одежды, бывает и такое, учителя тут же решают эту проблему. Не скрою, иногда мелькает предательская мысль: училась в педагогическом училище, потом в университете на филологическом, затем - «психология» МГУ… А стоила ли игра свеч? Но когда пытаюсь представить себя вне школы, ничего не получается. Да, я устаю, но никогда не хочу расставаться с детьми. А во время летних каникул скучаю по работе. Учителю без надежного тыла сложно работать. Меня поддерживают дома. Замужество мое тоже связано с работой. Мой первый директор в санаторно-лесной школе Галина Владимировна работала до этого в другой школе и была классным руководителем Хусеина ГЫЛЛЫЕВА, книгочея с детства. Наша квартира полна книг. А учителя любят книгочеев. Так вот, Галина Владимировна позвонила своему бывшему ученику и сказала: «У меня работает девушка, похожа на меня, блондинка, красивая и умная, приходи, вам надо познакомиться». Он шел три года… но пришел. Мы создали семью. Тогда он работал на машзаводе экономистом, сейчас инженер-комендант Архивной службы КБР. Как всегда, читает каждый день. Наш сын Феликс тоже живет с книгой в руках. Есть еще люди, которые ни при каких обстоятельствах не выбросят книги и читают их только в бумажном формате. Мне как педагогу комфортно рядом с такими людьми. Тыл педагога: мы тратим каждый день огромное количество энергии, и нам нужна поддержка близких. Когда я вышла замуж, были еще живы родители свекрови, и это было прекрасно. Феликса нянчили бабушка, прабабушка и прадедушка. Я вышла на работу, когда сыну было девять месяцев, потому что малыш все время был на руках бабушки и прабабушки. Из-за совмещения работы педагога и психолога приходилось задерживаться на работе. Ни разу ни одного упрека не было. Наоборот, наши старшие в доме радовались, говорили, что я, обучая, помогая детям из необеспеченных семей, делаю богоугодное дело. К сожалению, прабабушки и прадедушки уже нет в живых, но мы часто вспоминаем ту особую атмосферу, которая была в нашем доме при них. Перед началом учебного года и радостно, и тревожно. Вспоминаю свои школьные годы, моих учителей. Самая лучшая профессия – наша. В этом году будет много нового в работе, вся страна переходит к новым стандартам. Думаю, справимся. Поздравляю всех коллег с началом учебного года. Успехов нам! Марзият Байсиева
Поделиться:Читать также:
|