Агрессивность может развить дух инициативы или породить замкнутость

(Продолжение. Начало в №8)
Агрессивность проявляется у детей достаточно часто. Ребенок может разъяриться, осыпать ударами того, кто находится рядом, нападать на детей младше себя и даже на взрослых. Это немедленно привлекает внимание взрослых. Обычно больше всего досаждает родителям то, что дети в семье ссорятся и дерутся. Желание драться, равно как щипаться или кусаться исподтишка, - далеко не всегда признак ненормальности ребенка.
Когда родители обращаются за помощью к психологу по поводу агрессивного поведения  детей, наилучший совет такой - как можно меньше реагировать на ссору или драку, за исключением крайних случаев, если дети могут причинить друг другу серьезные увечья. Часто дети самостоятельно решают свои проблемы, забывают о ссорах и через некоторое время уже мирно и дружно играют. Но стоит вмешаться родителям, как один из детей, а то и оба непременно почувствуют себя ужасно несчастными - либо потому, что их накажут, либо потому, что их не поняли и обидели напрасно.
Однако отрицательный эффект вмешательства родителей в другом - драка приобретает значение важного события. Ребенок, которого лишь слегка ударили, принимается кричать так, будто ему причинили нестерпимую боль. При этом у «обиженного» возникает повод вести себя инфантильно, по-детски. Зато «обидчик» получает возможность немножко приврать. И то, и другое гораздо хуже самой потасовки.
Родителями, которые нетерпимы к дракам, обычно движет отнюдь не стремление уберечь братскую любовь детей. Их недовольство вызвано прежде всего шумом, явным непослушанием и недисциплинированностью детей. Но чем быстрее родители вмешаются в ссору, тем громче дети будут кричать во время следующей драки. Самое полезное, что могут предпринять взрослые, помимо того, что сделать вид, будто ничего не слышат и не видят, - развести детей как можно дальше друг от друга (как боксеров на ринге - в разные углы).
Немало случаев, когда агрессивность унять невозможно. Тогда придется действовать после события, чтобы преподать ребенку урок, что такого рода поведение неприемлемо. Резкое слово драчуну и благосклонное внимание пострадавшему могут ясно показать ребенку, что он проигрывает от таких неприятностей. Конечно, очень важно, чтобы в обычное время виновник пользовался таким же вниманием. Принуждать ребенка к извинению - мера сама по себе малополезная. Некоторые дети быстро заучивают формулу «прости», чтобы избежать недоброго внимания взрослых. Иногда взрослые предпочитают отослать агрессивного ребенка в тихий угол успокоиться, что подчеркивает факт инцидента и выражает неодобрение его поведения. Это полезно и родителям. Удаляя ребенка ненадолго из комнаты, взрослый сам успокаивается. Однако подобная мера теряет эффект, если длится более чем минуту-две, а дети помладше вообще вряд ли поймут связь между своим поступком и удалением. Лучше крепко взять ребенка за руки и, строго глядя на него, твердо сказать: «Драться нельзя!». Внимание, уделяемое агрессивному ребенку, должно быть ограниченным, реакция на поступок строгой, а пострадавшего следует утешить. В идеале при каждом инциденте взрослые должны высказать свое отношение и постараться быстрее прекратить его. Длинные объяснения или обвинения малоэффективны. Даже если ребенок понимает вас, маловероятно, что будет долго слушать. Когда за агрессивные действия виновника лишают любимых игрушек или привилегий, лучше не растягивать наказание на целый день - следует осуществить это как можно скорее.
Учитывая психологический риск, связанный с применением родителями телесных наказаний, психологи рекомендуют «неагрессивные» модели дисциплинарного воздействия. Терпение: нужна выдержка, выдержка и еще раз выдержка. Объяснение: следует объяснить ребенку, почему его поведение неправильно, делать это надо максимально кратко. Отвлечение: надо постараться предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему сейчас хочется. Неторопливость: не надо спешить наказывать ребенка, поступок может повториться. Награда: лучше похвалить ребенка за хорошее поведение, это вызовет в нем желание еще раз услышать похвалу. Шутки: рекомендуется иногда пошутить по поводу наказания и даже придумать какую-нибудь игру, чтобы ребенок тоже имел повод наказать «нерадивого» родителя. Очень важно дать ребенку возможность почувствовать, что и родители подчиняются тем же правилам поведения. В этом случае он будет меньше сердиться, когда подвергнется наказанию за нарушение правил.
Тем не менее когда родители принимают решение использовать наказание, надо помнить: телесные наказания учат ребенка не признавать авторитета родителей, а бояться их; поведение ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании и принятии законов морали; проявляя при детях худшие черты своего характера, родители сами становятся образцом плохого поведения; телесные наказания могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка; они не требуют от родителей ума и способностей. Задача же воспитания – изменить не только желания ребенка, но и поведение.

Свежие номера газет Горянка


07.08.2019
31.07.2019
24.07.2019
17.07.2019