Практика помогает развиваться

Ляна КАНШОЕВА – учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №10», логопед МКОУ «СОШ №1», прогимназии №3 г.о. Баксан. Мы побеседовали с молодым специалистом о развитии в выбранной профессии и проблемах детства в наши дни.
- Ляна Арсеновна, три работы – не слишком ли тяжелая ноша для молодой девушки?
- Соглашусь с вами, что это ощутимая нагрузка, но мне надо набираться опыта, учиться у старших, поэтому не хочу себя оберегать. В десятой школе у меня замечательная наставница, наш завуч Фатима Леонидовна ДЫШУКОВА. Из трех  руководителей образовательных учреждений, где я работаю, двое – моя мама Марита Мугадовна и сестра Рузанна. Это никоим образом не снимает с меня ответственности за качество работы, наоборот, я должна больше стараться. Первые шаги в профессии убедили меня, что выбор сделан правильно, нравится работать с детьми, хотя сейчас это в разы труднее, чем прежде: голос педагога может затеряться среди других источников информации – интернета, телевидения и социума. Но надо стремиться быть услышанной. Авторитет учителя должен оставаться неизменным, потому что это одна из основ, на которых держится все общество.
- В последнее  время все больше говорят о буллинге: оскорблении достоинства одних детей другими. Причины третирования могут быть разными, но результат один: душевная и психическая травма, которая порой влияет на всю судьбу человека. Есть ли эта проблема у нас?
- К сожалению, и у нас дети порой достаточно жестко относятся друг к другу. Чем это вызвано? За последние десятилетия наше общество расслоилось, появились бедные и богатые, и некоторые родители свой уровень достатка считают веским основанием для возвышения над обществом. Иногда проскальзывает плохо скрываемое презрение к бедным. А дети чрезвычайно чувствительны ко всем изменениям в обществе. У меня был инцидент на уроке, когда один ученик из малоимущей семьи спросил: «Можно я отвечу?», другой из состоятельной ответил вместо учителя: «А тебе нельзя отвечать». Конечно, я провела с детьми классный час, говорила о том, что материальное состояние человека может в течение жизни меняться, и это не определяющий фактор, есть еще знания, профессиональные навыки, совесть, честь, доброта, которые не зависят от денег. Я приводила в пример жизнь знаменитых людей, которые не стремились к роскоши, но были при этом великими учителями, врачами, писателями, художниками. Ограниченность мышления некоторых взрослых, их давно устаревшие понятия перенимаются детьми. Сейчас большое количество молодых людей зарабатывают на жизнь удаленной работой, много путешествуют, ценя свободу выше материальных благ, и в то же время достаточно упорно учатся и развиваются. Мир уже давно не живет по одной схеме, и это надо доносить до детей. У кабардинцев и балкарцев всегда очень трепетно относились к достоинству человека, унизить, оскорбить другого считалось низким поступком. Я сама никогда не отторгаю плохо успевающих детей, стараюсь по мере сил помогать им, дополнительно заниматься.
- Был ли буллинг в годы, когда вы учились в школе?
- Не помню ни одного случая. Мы жили очень дружно. На мой взгляд, важно возродить дух дружбы, единства и взаимопомощи в школе. Каждый учитель и ученик должны чувствовать: рядом люди, которые помогут в любой ситуации.
- Если ваши ученики в будущем превзойдут вас, кольнет ли это ваше самолюбие?
- Ни в коем случае! Каждый учитель мечтает о том, чтобы ученики достигли больших высот. Да, я за их профессиональное становление, это естественно, но для меня более важны их адаптированность и человеческая состоятельность. Есть еще один немаловажный момент: надо, чтобы они были носителями национальной культуры.
- Могут ли родители присутствовать у вас на уроках?
- В нашей школе родители могут прийти на любой урок. Это их право. Я уважаю родителей, которые следят за развитием своих детей. Многие принимают в образовании непосредственное участие, каждый день занимаясь с ними. Некоторые открывают детям много интересной информации, не входящей в школьную программу. Индивидуальные занятия с папой или мамой – мощный рычаг развития учащихся. Поэтому педагогический коллектив тесно сотрудничает с родительским сообществом.
- Бывает ли у вас свободное время?
- Не так  много, как хотелось бы. Заполняю его чтением. ЭКЗЮПЕРИ, Оскар УАЙЛЬД, КОЭЛЬО – любимые авторы.
- Расскажите о вашей семье.
- Два моих директора – мама  и сестра, отец, занятый в строительстве, объединены общим чувством к нашему любимчику – брату Алану. Он и в школе отличник, и дома всем готов помочь – очень добрый человек. Еще у меня есть племянница Амалия, дочь сестры, ей всего четыре года, но уже с характером. Мы стараемся проводить много времени вместе. С братом играем  в теннис, помогаем папе в саду, с мамой обсуждаем рабочие вопросы. Мы все сцеплены, и это очень хорошо.

Марзият БАЙСИЕВА. Фото Астемира Шебзухова

Свежие номера газет Горянка


15.05.2019
08.05.2019
06.05.2019
24.04.2019