Балет, балет, балет…

В Государственном Музыкальном театре состоялся праздничный концерт, посвященный 55-летию балета Кабардино-Балкарии. Сегодня в списке его основателей немало легендарных имен, а их традиции хранят и приумножают молодые исполнители, влюбленные в свою работу.
Они были первыми
Первый национальный балет «Лялюца» был поставлен в Нальчике в 1964 году, его премьера состоялась 29 апреля на сцене нынешнего Кабардинского государственного драматического театра им. А. Шогенцукова. В него вошла балетная труппа, созданная педагогом и балетмейстером Александром ПРОЦЕНКО. В последующем репертуар составили балеты «Бахчисарайский фонтан» (1965); «Даханаго» (1966), «Лебединое озеро» (1967). В январе 1968 года в культурной жизни Кабардино-Балкарии произошло большое событие - состоялось торжественное открытие Государственного Музыкального театра. С его открытием для жителей республики началось приобщение к мировому оперному и балетному искусству. В день открытия театра зрители увидели премьеру балета «Аминат»           Л. КОГАНА. В зарождении и становлении балетного искусства республики велика заслуга первых исполнителей балетной труппы театра - заслуженной артистки КБACCР Р. ХАКУЛОВОЙ, Б. КАРДАНОВОЙ, X. АРХЕСТОВА, артистов X. АМШОКОВОЙ, Р. МОЛОВОЙ, Т. ЭНЕЕВА и др. В дальнейшем балетная труппа Музыкального театра пополнилась выпускниками различных балетных школ.
В разные годы балетную труппу возглавляли Булат ГУБЖОКОВ и Арсен АБИДОВ. Весомый вклад в профессиональное становление труппы внесла педагог-репетитор Валентина ПОХОДЕЕВА. За прошедшие десятилетия жители республики увидели на сцене Музыкального театра балеты «Эсмеральда», «Золушка», «Жизель», «Барышня и хулиган», «Тропою грома», «Легенда гор», «Легенда Чегемского водопада», «Дон Кихот», «Снежная королева», «Лейла и Меджнун», «Испанские миниатюры», «Медея», «Волшебная свирель Ашамаза», «Гимн восходящему солнцу» и многие другие. Исполнителями ведущих партий были солисты балета     Ю. КУЗНЕЦОВ, С. ГЕНЖЕЕВА (ЗАХОХОВА), Г. ПАЗОВА, Г. ВЕЛИЧКО, А. ВЕЛИЧКО, Л. ГУКЕТЛЕВА, Ю. ЧУЯКО, Н. ШОШИНА (Грицай), Е. КАРДАНОВА, К. РАМАЗАНОВА, А. ЧЕМАЗОКОВ, X. БОДЖОКОВ, А. ИСУПОВ.
Сегодня в балетной труппе театра наряду с мастерами Юлианой ШАБАТУКОВОЙ, Залимом ГУЧАЕВЫМ, лауреатами международного конкурса исполнителей сольного танца им. М. Эсамбаева Асланом БАЛКАРОВЫМ и Камилой КУШХОВОЙ выступают молодые талантливые артисты Мурат ЭРКЕНОВ, Олеся КИМ, Астемир ХАВПАЧЕВ, лауреаты всероссийских конкурсов Адиса КАНДУРОВА и Тагир МУСТАФАЕВ, Тамерлан ХАЕВ, Олег ДРЯБРИН и др. Творческое руководство балетной труппой театра осуществляет главный балетмейстер - заслуженный деятель искусств КБР Рамед ПАЧЕВ, балетмейстер - засуженный артист КБР Юрий ЧУЯКО, репетитор по классу балета - заслуженная артистка КБР Наталья ГРИЦАЙ.
Судьба
Нередко на сцену артистов приводит судьба, именно так произошло с двумя героинями нашей публикации.
Наталья ГРИЦАЙ, репетитор по классу балета:
- Я жила в Нальчике в обычной, не театральной семье. Мама работала в столовой санатория, папа – на заводе. С первого класса занималась спортивной гимнастикой, собирала всех малышей, которые жили во дворе по соседству, и пыталась тренировать. Показывала им то, чему меня саму учили тренеры. Это из окна дома напротив заметила соседская старушка и посоветовала моим родителям прочитать в газете статью о том, что в Кабардино-Балкарию приехала московская комиссия по отбору детей в хореографическое училище, и отвести меня туда. 
Комиссия вела просмотр в балетном зале Музыкального театра. Там было много детей с родителями. Нас в основном проверяли на гибкость, растяжку, то есть на спортивную подготовку. Мое имя оказалось в списке десяти прошедших первый этап. Затем нас на самолете в сопровождении родителей и работников Министерства культуры республики отправили в Москву для дальнейшего отбора. Там уже проверяли на музыкальность и здоровье. После этого отбора из нашей группы оставили троих человек – двоих девочек и мальчика. 
В Московском академическом хореографическом училище, куда меня приняли, все было необычно. Строгий режим, как в военном лагере, и постоянные занятия: классика, народные и современные танцы, гимнастика, все это надо было совмещать с общеобразовательными предметами. Спустя несколько лет учебы был момент, когда хотела все бросить, но потом собралась и окончила училище. Мы еще были маленькими и не всегда понимали значимость звезд нашего балета, но я видела УЛАНОВУ, ЛИЕПУ, ВАСИЛЬЕВА, ПЛИСЕЦКУЮ.
В 17 лет вернулась в Нальчик, став артисткой балета в Музыкальном театре. Сейчас на сцену выхожу изредка, в основном работаю репетитором. Для этого пришлось кардинально перестраиваться, потому что еще с училища привыкла, что мной командовали, а я слушалась. Репетитору нужны жесткость и индивидуальный подход к каждому артисту, который должен понимать, что от него требуют.
Какое главное качество артиста балета? Это физически тяжелый труд, но если с душой не танцуешь, ничего не получится. Надо выходить на сцену и полностью ей отдаваться, чувствовать зрителей. Сейчас балетная труппа пополняется студентами колледжа СКГИИ, приезжает молодежь и из соседних республик. И это радует, значит, балет в республике будет развиваться.
Камила КУШХОВА, солистка балета: 
- Мне было пять с половиной лет, когда в Нарткале я увидела афишу, на которой была изображена красивая танцующая девушка, мне очень захотелось сходить на этот концерт. Это был детский конкурс «Алло, мы ищем таланты!» На нем дети танцевали, пели, читали стихи. Я очень завидовала девочкам, которые принимали в нем участие, и сказала маме, что тоже хочу выступать. За неделю выучила стихотворение, новый танец и песню и в итоге заняла второе место. Объективно это был хороший результат, меня все поздравляли, но было очень грустно, почему не первое, ведь я уже тогда была максималисткой, стремилась к лидерству. Так я попала в нарткалинский ансамбль «Вдохновение» к Жанне САРАЛЬПОВОЙ. С нее началась моя настоящая любовь к танцам. Она же посоветала мне поступать в колледж культуры и искусств в Нальчике, а потом продолжать учебу за пределами республики. Так и произошло. После колледжа я поступила в Московский государственный университет культуры и искусств на заочное отделение народного художественного творчества и параллельно с учебой выступала в Музыкальном театре.
Помню счастливые дни, когда встала у станка, я очень хотела быть похожей на старшее поколение артистов, они меня вдохновляли. Каждое их замечание впитывала с любовью, понимая: если мне делают его, значит, из меня что-то получится. 
Балет - очень тяжелая профессия. В танце обязательно надо раскрыть свой внутренний мир - тело и душа должны работать в унисон. Для этого нужны изнуряющие нагрузки и постоянные репетиции, но мы от этого получаем удовольствие, наверное, немножко больны балетом, поэтому нам все нравится. Не всегда успеваем сказать слова благодарности тем, кто с нами постоянно занимается. К сожалению, нет времени на это, больше ногами «разговариваем». А сейчас, пользуясь случаем, хочу выразить безмерную благодарность нашим репетиторам Юрию Чуяко и Наталье Грицай. Низкий им поклон. Наталья Юрьевна – вообще моя Муза, человек со сверхспособностями, я вдохновляюсь ею. Когда она заходит в зал, кажется, прилетел ангел. 
Мои любимые партии? Вариация Китри из балета «Дон Кихот» и па де скляв из балета «Корсар», я буду их исполнять на юбилейном вечере. У меня уже есть свои студенты. На новое поколение мы возлагаем большие надежды. Стремимся к тому, чтобы балет в Кабардино-Балкарии, несмотря на то, что его не все понимают и принимают, процветал.

Ольга КАЛАШНИКОВА

Свежие номера газет Горянка


11.09.2019
04.09.2019
28.08.2019
21.08.2019