Фото с собственным голосом

Эта фотография хранится в личном архиве Сталинат КАФОЕВОЙ. О том, где и когда она была сделана, говорит надпись в левой части снимка: «Знатные девушки Каб.-Бал. на экс. по Пятигорску 17-I-36 г.». Одна из этих знатных девушек – мать Сталинат - Мараль Жебраиловна КАФОЕВА, о ней мы писали в нашей газете 
к 100-летию комсомола в 2018 году.
Несмотря на то, что лиц на снимке практически не разобрать, он представляет большой интерес и для обычных зрителей, и для исследователей – антропологов и этнографов. Что же можно «прочитать» на этом кадре, все сведения о котором – скупая надпись да несколько имен участников (если повезет еще восстановить). 
Фото это говорящее прежде всего именно этой немногословной аннотацией. Взгляд цепляется прежде всего за слово «знатные»: дело в том, что с Октябрьской революции не прошло еще и двадцати лет, а с момента окончания Гражданской войны и того меньше. И все это время новая Советская власть активно боролась с «пережитками прошлого» - преследовала бывшую аристократию, перестраивала сельское хозяйство, выживала все, что напоминало о прежнем укладе жизни. Поэтому особенно странно появление такого слова, как «знатные», относительно именно той группы людей: здесь на экскурсию были собраны передовички и активистки республики, они претворяли в жизнь поставленные государством задачи - ликвидация безграмотности, строительство школ, комсомольское движение, устройство колхозов и так далее. 
Язык – очень тонкий орган чувства народа и общества, немедленно фиксирующий малейшие изменения, и поэтому по одной этой подписи можно сказать, что власть, государство в этот момент занялись созданием новой знати, которая пришла бы на смену знати по праву рождения. 
Новая знать – это строители нового общества, и важное место в этой иерархии теперь занимала женщина, ее огромный потенциал как организатора, работника и генератора идей Советская власть использовала настолько полно, что СССР в какой-то момент стал одной из передовых стран в женском вопросе, пусть это и называлось в то время феминизмом или движением суфражисток.
И пусть мы не знаем всех имен, но и так можно судить о том, что это фото – портрет целой эпохи. Эпохи женщин, которые первыми взяли на себя ответственность за будущее. Их образы хочется рассматривать бесконечно: длинные пальто – дань новой моде и завоеваниям революции («пальто горянки»), белые платки на головах с длинной бахромой – дань уважения традициям и неготовность отказаться от них, калоши поверх шерстяных носков на ногах – примета времени и бедности и улыбки на лицах – примета юности и веры в будущее, которое окажется таким безжалостным именно к «новой знати». И, конечно, в такой группе не могло обойтись без гармонистки, наверняка это даже кто-то из тех женщин, чье имя народная молва сохранила до сих пор.
Следующий мотив фотографии, достойный внимания, - само место – город Пятигорск. Здесь считывается не только культурная информация о нем, но и интересный факт – в начале 1930-х годов район Пятигорья по предложению МИКОЯНА был передан Ставропольскому краю, до этого наряду с Нальчиком это был важный городской узел для населения нынешней Кабардино-Балкарии. О значении Пятигорска как важного историко-культурного центра говорит хотя бы тот факт, что пединститут изначально располагался именно там, как и некоторые другие важные социальные объекты и учреждения. Поэтому в 1936 году он еще не воспринимался как часть другого региона, это был близкий, знакомый и родной город, куда ездили учиться, за медицинской помощью или на воскресный базар.
Фото сделано так, что можно подробно рассмотреть город словно с высоты птичьего полета. Пожалуй, этот панорамный вид будет интересен знатокам и исследователям истории и архитектуры Пятигорска. Они могут с уверенностью сказать, что кадр сделан «с Орла», то есть с того места на склоне Машука, где стоит скульптура-символ города. А за группой знатных девушек можно рассмотреть многие знаковые места и здания города: башенки Лермонтовской галереи, гостиницу «Бристоль», фотоателье призера Парижской Всемирной выставки Раева, Лазаревскую церковь и так называемую дачу Эльзы, которая в те годы была санаторием «Красная звезда».
И еще одна деталь, к вопросу об изменениях климата: оказывается, и до современного периода глобального потепления на Кавказе бывали бесснежные зимы, как минимум середина зимы 1936 года была именно такой.

Тома Техажева

Свежие номера газет Горянка


11.09.2019
04.09.2019
28.08.2019
21.08.2019