«Южная сцена» - праздник национальных театров

Театр не умирает даже в век интернета, более того, к нему за последние годы значительно повысился зрительский интерес. И Год театра в России это подтвердил. Фестиваль «Южная сцена», на котором показали свои спектакли театральные труппы из Адыгеи, 
Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии-Алании, Чечни, Южной Осетии, Кабардино-Балкарии и Абхазии, стал настоящим праздником искусства.
Открытие фестиваля состоялось в Кабардинском государственном драматическом театре им. А. Шогенцукова. И.о. министра культуры КБР М. КУМАХОВ зачитал приветствие Главы Кабардино-Балкарии Казбека КОКОВА, в котором руководитель республики подчеркнул роль и значение фестиваля «Южная сцена» не только для развития театрального искусства, но и как замечательного культурного мероприятия, способствующего взаимопроникновению и взаимовлиянию культур, налаживанию профессиональных контактов и дружбы.
Приветствовали собравшихся члены жюри, которое возглавила Марина КОРЧАК – театровед, заведующая кабинетом драматических и национальных театров, а также организационно-творческого отдела Центрального аппарата деятелей РФ, ответственный секретарь Гильдии театральных режиссеров России. В состав жюри вошли Павел ПОДКЛАДОВ – театральный критик, журналист, обозреватель журнала Союза театральных деятелей «Страстной бульвар, 10», порталов «REVIZOR.RU», «Театрон» и Екатерина ГРАНИТОВА-ЛАВРОВСКАЯ – российский театральный режиссер, драматург, доцент кафедры режиссуры драмы РАТИ-ГИТИС.
Старт фестивалю дал спектакль «Продавец дождя» по пьесе Р. НЭШ Кабардинского государственного драматического театра в постановке заслуженного деятеля искусств КБР, художественного руководителя театра Руслана ФИРОВА. В спектакле задействованы актеры Б. ХАДЗЕГОВ (Х. Карри), Ф. ЧЕХМАХОВА (Лиззи),                                   Х. БИДОВ (Ной), И. БЛЯШЕВ (Джим), К. ШИПШЕВ (Билл Старбак), А. ХАМУРЗОВ (Файл), Р. БОЗИЕВ (Шериф Томас). Спектакль прошел на одном дыхании, явив зрителям хорошую сыгранность во всех сценах этой социальной комедии. В ней персонажи тщетно пытаются разрубить гордиев узел противоречий, продиктованных жизненными (погодными) обстоятельствами. Казалось бы, уже потеряна надежда на решение проблемы, как «на горизонте» появился «некто», по идее, тот самый «человек дождя», предложивший «укротить» жару, способный повернуть вспять негатив сегодняшнего дня. 
Искрометный юмор и непредсказуемые повороты сюжета, испанские страсти и неповторимые характеры героев – все это сочетает в себе спектакль «Валенсианская вдова» по пьесе Лопе де ВЕГИ, сыгранный труппой Ставропольского академического театра драмы имени М. Ю. Лермонтова.
Моноспектакль по мотивам повести Александра Сергеевича ПУШКИНА «Пиковая дама» в исполнении ректора Театрального института имени Б. Щукина, народного артиста Российской Федерации, лауреата Государственной премии РФ Евгения КНЯЗЕВА также прошел в Кабардинском драматическом театре.
Моноспектакль – одна из самых сложных форм театральной постановки, поскольку держать внимание зрителя, не теряя при этом нити повествования, должен всего один актер. Впрочем, когда на сцену выходит актер такого масштаба, как Евгений Князев, кажется, что для него сценическое существование так же естественно, как и дыхание.
В постановке отсутствуют декорации – актер работает только с реквизитом, напоминающем об эпохе, в которой происходит действие (карманные часы, карты, колокольчик, очки и пенсне), оставляя остальное зрительскому воображению. Князев – талантливый мастер перевоплощения, умеющий с помощью незначительных деталей, нюансов интонации и пластики передать диаметрально противоположные характеры и сделать их узнаваемыми. Полное погружение в текст, понимание каждого слова на глубинном уровне позволили актеру не просто продемонстрировать публике вереницу образов – целая история, яркая и объемная, предстала перед зрителями.
Балкарский государственный драматический театр им. К. Кулиева показал спектакль «Заблудившиеся» по роману Чингиза АЙТМАТОВА «И дольше века длится день». Режиссеры спектакля – Аубекир МИЗИЕВ и Роман ДАБАГОВ, музыкальное оформление Артура ВАРКВАСОВА, перевод на балкарский язык Мухтара ТАБАКСОЕВА. Главный герой – вернувшийся с войны Эдигей, которого блистательно сыграл народный артист КБР Мажит ЖАНГОРАЗОВ. Айтматов одним из первых в литературе обозначил тему манкуртства – беспамятства, которая актуальна и сейчас. Манкурт Жоламан (Заур БЕГИЕВ) убивает свою мать Найман-ана (заслуженная артистка КБР И КЧР Фатима МАМАЕВА) – и эта трагедия в той или иной степени происходит у всех народов мира. Разрыв связи поколений, утрата исторической памяти остается задачей без разрешения, которая углубляется как воронка. 
Зал долго аплодировал стоя балкарской труппе. 
Завершающий день фестиваля открылся спектаклем «Берег неба» абхазского театра имени Ч. Чанбы. Следом Мухадин Кумахов сказал, что дни фестиваля запомнятся всем, особенно впервые участвовавшим труппам из Абхазии и Южной Осетии, и выразил надежду на встречу в следующем году в гостеприимной Кабардино-Балкарии. Марина Корчак отметила высокий уровень работ и призвала режиссеров и артистов работать в формате национальных театров. Она выразила озобоченность тем, что юные зрители пользуются наушниками, потому что не понимают родной язык. 
Екатерина Гранитова-Лавровская призналась, что имела весьма смутное представление о региональных театрах и приятно поражена увиденным. Павел Подкладов также сказал, что все увиденное неожиданно и высокопрофессионально.
Волнительным и радостным был момент награждения: Зарина БЕКОЕВА из театра Южной Осетии и Имран БЛЯШЕВ из Кабардинского театра признаны лучшими молодыми актерами. Их дебют на фестивале оказался удачным. Борис ХАДЗЕГОВ и Ахмед ХАМУРЗОВ из Кабардинского театра, Замир ОРАКОВ из Русского театра отмечены в номинации «Лучшая мужская роль второго плана», а  «Лучшая женская роль второго плана» у Тезады ТУТОВОЙ (Черкесский драмтеатр). В номинации «Лучшая женская роль» - победители Фатима ЧЕХМАХОВА и Асиет ВАЙКОК. «Лучшая мужская роль» - Мажит Жангоразов и Казбек ГУБИЕВ. Лучшим актерским ансамблем признан Абхазский театр. За лучшую сценографию награжден театр из Адыгеи, ставропольский театр отмечен за яркое воплощение классической комедии. Аубекир Мизиев, Касей Хачегогу и Роман Дабагов признаны лучшими режиссерами фестиваля. Итак, праздник закончился. Чтобы снова начаться через год!

Елена АППАЕВА

Свежие номера газет Горянка


04.12.2019
27.11.2019
20.11.2019
13.11.2019