Программирование: что ты мне скажешь, мама?

Кто она для ребенка, женщина, вынашивающая его девять месяцев, та, которая учит ходить, говорить, жить в огромном мире? Святая мать? Конечно, да. Но и не святая тоже, потому что она – не икона, она живая и совершает время от времени ошибки. Не только радости, достижения детей, но и их неудачи, разные проблемы, болезни – физические и духовные иногда напрямую, а порой косвенно ведут к ней, матери. Она в современном мире стала главнее, чем отец. И эти уже яркие, бросающиеся в глаза признаки матриархата тоже отражаются не лучшим образом на сыновьях и дочерях. В брюках, садясь за руль автомобиля, мамы отводят детей в садик, школу, кружки, штудируют вместе с ними учебники и норовят отвести мужу роль свадебного генерала: хорошо, что ты есть, но молчи. Конечно, много сильных отцов-лидеров, однако крен в сторону матерей очевиден.
Чего опасаться?
Психолог МКОУ «СОШ №11» г.о. Нальчик Элла СОКУРОВА говорит:
- Часто мамы пытаются вылепить из детей то, о чем сами мечтали. Допустим, была мечта стать врачом. А дочь тяготеет к музыке. Попытки искусственного программирования на совершенно чуждые роли нередко приводят к конфликтам. 
Особенно глубока связь между матерью и дочерью. Порой настолько, что дочь, долгое время ухаживая за больной матерью, а затем похоронив ее, может потерять всякий интерес к жизни. Срастание чревато. С детства мать должна давать ребенку свободу жить. Не надо делать за него домашнее задание – это его уроки, его школьная жизнь. Дистанция между матерью и ребенком должна соблюдаться. Постоянное грубое вторжение в личное пространство сына или дочери лишает их возможности стать личностью, осознать свою уникальность. Надо уважать человеческое достоинство ребенка, недопустимо его ругать непотребными словами за плохие отметки. Должна быть не только любовь, но и уважение. Понаблюдайте, как с разными людьми по-разному раскрываются интеллектуальные возможности детей. Если мама не ждет ничего особенного, малыш будет сидеть, терпеливо ожидая, что она сама ответит на все вопросы задания. Если тетя верит в него, он радостно и быстро все сделает сам под ее восторженным взглядом.
Соперничество
- Очень часто в отношениях матери и дочери проявляется подчас неосознанное соперничество. Нередко приходится наблюдать, как у матери, которая прекрасно готовит, дочь вырастает даже без отдаленных понятий о кулинарии. Или швея не учит шить. Гармония в семье возможна, когда есть доброжелательное обучение без оскорблений, общение без кнута. Учить жить – это давать навыки: научить готовить, убирать, шить, плавать, танцевать и т.д. И вместе читать книги, смотреть фильмы, вместе переживать радость бытия. Учиться в школе, вузе, потом работать, выходить замуж, воспитывать детей – это прежде всего счастье. Не надо программировать, что этот обязательный арсенал – тяжелая ноша, страдания. Родители должны открывать ребенку мир доверительного общения, душевной близости, любви, который полон улыбок, а не слез. «Я всю жизнь работаю», - говорят многие с горечью. А что в этом плохого, ведь любимая работа – источник вдохновения. Просто надо найти свое призвание. И мать как никто другой может подсказать, как не совершить роковую ошибку в выборе профессии. Самореализация чрезвычайно важна не только для юношей, но и для девушек - в рамках формулы «выйти замуж и родить» уже мало кто живет. У счастливых, открытых миру женщин вырастают дети с духом свободы, которые меняют мир к лучшему.
Будь как все!
- Многие мамы боятся кардинальных отличий своих детей от других. Стыдятся физических недостатков, крайне редко на свадьбе можно увидеть детей с ограниченными возможностями здоровья, приводят здоровых и красивых, которыми можно похвастать перед родственниками. К счастью, за последние годы ситуация кардинально изменилась: дети в ОВЗ могут посещать обычные школы по программе «Доступная среда», и родители часто бывают в парках, музеях, на тех же свадьбах с детьми, страдающими теми или иными заболеваниями. И общество стало оказывать достойное внимание таким детям. Но все равно главной установкой, самой важной программой родителей для детей остается емкое краткое железное «будь как все!» Юридический, экономический и медицинский факультеты популярны прежде всего у родителей, а потом уже у выпускников. Престижный вуз – удачное замужество (женитьба) – дети – работа: такой судьбы желают все матери своим детям. Но у отпрысков жить по кальке не всегда получается. Один уезжает учиться на художника после инженерно-технического факультета, второй занимается бизнесом в Москве после медицинского факультета в Нальчике, третья поет в ресторане в Санкт-Петербурге, четвертая пишет рассказы, а уж семейная жизнь вообще не укладывается ни в какие форматы. Современным родителям, хотят они этого или нет, приходится принимать детей такими, какие они есть. Часто это больно. Конфликты неизбежны. Но через боль и страдания надо идти к примирению. Даже в школьные годы многие мамы из добрых побуждений в общении с ребенком занимают позицию диктатора. Авторитарный стиль общения неизбежно приводит к протесту. Мамой быть нелегко, а точнее это самая сложная наука, и по книгам ее освоить невозможно, надо чувствовать ребенка. Мать видит страх в глазах ребенка, ей не нужны слова, она по выражению лица, дыханию, интонациям определяет его физическое и душевное состояние. Но попытка держать ребенка в клетке, чтобы он был «как все», в большой степени продиктована стереотипами в обществе. Не только мать должна понимать детей, но и они ее. Мы должны признать, что груз ответственности за ребенка медленно, но верно переносится на мать. А она устает от работы и домашних дел, ей тоже надо хоть немного лирики. Материнство никак не перечеркивает того, что она женщина, которая может влюбляться, любит наряжаться и со вкусом отдыхать. Она человек, который хочет развиваться. Бесконечность жертв может закончиться разочарованием. Вы же знаете, что между матерью и дочерью есть, если очень грубо, три стадии развития отношений: обними меня, отпусти, отстань от меня. Конечно, жертвенность - в крови женщины-матери. Но важно не переусердствовать в этом, не забыть о себе, своей душе, своем предназначении. Не забыть себя. Если эту черту переступить, резко возрастет вероятность того, что состоявшиеся, напитавшиеся соками матери сын или дочь уйдут. Они могут жить рядом, но не будут ценить мать. Каждый человек – планета, и важно свою отдельность, самостоятельность, самодостаточность сохранять.
На удачу – неудачу
- Есть программирующие слова, которые поддерживают ребенка даже после смерти матери: «У тебя все получится», «Я в тебя верю». А есть разрушающие: «Глаза бы мои тебя не видели», «Чтоб ты сквозь землю провалился», «Мне не нужен такой плохой мальчик». И тут запускается программа саморазрушения, потому что с детства в ребенке установка, что ему лучше не быть, не жить, и появляются алкоголь, наркотики, преступления – все, что может разрушить и убить. Мамы имеют большое влияние на детей, они их буквально лепят. И в формировании личности каждого человека мать играет самую важную роль. Она скажет: «Что ты ведешь себя как маленький» и может навсегда убить способность быть ребенком. А это очень дискомфортное состояние, ведь недаром сказано: «Будьте как дети», то есть непосредственными, открытыми, счастливыми.
Ничьи слова и чувства так не важны человеку, как слова и чувства матери. Ее любовь, тепло, ласка важны ребенку не только в детстве. Он проносит их через всю жизнь. Школа будущих матерей, на мой взгляд, необходима для всех. И чтобы там учили не только пеленать младенца, но и разговаривать с ним, развивать. Жить вместе не травмируя. Любить сложно. Но это единственный смысл бытия.

Елена АППАЕВА

Свежие номера газет Горянка


04.12.2019
27.11.2019
20.11.2019
13.11.2019