Воспитание, которое не навредит

Совет первый. Перед тем как наказывать, остановитесь и подумайте, действительно ли ребенок заслуживает наказания. Сначала можно попробовать решить вопрос с помощью просьбы. Если же наказание действительно является мотивированным, необходимо четко объяснить ему причину наказания.
Совет второй. Необходимо не забывать о значении общения с ребенком, старайтесь делать это как можно чаще. Научите его выражать свои чувства и эмоции. Это поможет ему в понимании других людей и своего поведения. Стиль вашего отношения к ребенку сказывается не только на поведении ребенка, но и на его психическом здоровье. Если он чувствует негатив к себе, это может вызвать проявление скрытой агрессии.
Совет третий. Помните, что от того, как вы общаетесь с ребенком, зависит его умение сопереживать другим и испытывать эмоции -  как положительные, так и отрицательные. При общении с ребенком помните, что процесс коммуникации требует понимания его чувств и эмоций. Часто у родителей нет единых требований в воспитании, в таком случае ребенок выбирает более удобную для него сторону. Не следует давать негативную установку деятельности ребенка. Избегайте таких выражений, как «Ты не умеешь…», «Сколько раз тебе можно рассказывать…», «Разве это не понятно…» Такое отношение способствует формированию заниженной самооценки и комплекса неполноценности. Ребенок перестает верить в свои силы. Даже если вы и даете негативную оценку, помните, что нужно давать оценку поступка или действий, а не переходить на личность. Переживание низкой самооценки, которая вызвана отношением взрослого, способствует развитию невротического синдрома.
Совет четвертый. Никогда не сравнивайте своего ребенка еще с кем-то. Это будет иметь только негативные последствия, так как может нанести ему психологическую травму. Также подобное поведение взрослых способствует развитию негативизма, эгоизма и зависти. Контролируйте степень психологической нагрузки на ребенка. Следите за тем, чтобы она не превышала его возможности. В ваших отношениях должен быть плавный переход от наказания к поощрению, от отрицательного к одобрительному тону. Другой ошибкой являются гиперопека и идеализация, проявляющиеся в чрезмерной, слепой любви к ребенку.
Совет пятый. Либеральный стиль воспитания, который проявляется чрезмерным попустительством и вседозволенностью, тоже не лучший вариант. В этом случае родители пытаются уйти от ответственности и перекладывают свои заботы на детский сад, школу и другие организации. Не стоит также проявлять свое остроумие в отношении ребенка.
Совет шестой. В процессе общения с ребенком приложите все усилия для того, чтобы он понял: вы понимаете его эмоцио-нальное состояние, настроение, чувства, связанные с той ситуацией, о которой он вам рассказывал. Все, что для этого необходимо, – внимательно выслушать, а затем ненавязчиво своими словами повторить то, что вам рассказал ребенок. Так вы дадите ему возможность разобраться в своих чувствах, он поймет, что вы его слышите и слушаете. Если ребенок проговаривает с вами свою проблему, это уже успешное начало для того, чтобы избавиться от нее. Когда общаетесь с ребенком, старайтесь внимательно следить за его жестами и мимикой. Иногда дети не хотят нас огорчать и говорят, что все нормально. Но если присмотреться к их невербальным способам выражения чувств (дрожит подбородок, глаза блестят), можно догадаться об истинных чувствах. Старайтесь в любой ситуации поддержать ребенка, даже без слов. Для этого можно использовать все возможные тактильные способы: улыбку, объятия, подмигивание, кивок головой, взгляд в глаза. Вы не можете быть готовыми ответить на любой вопрос. Но старайтесь не отвечать на вопросы ребенка насмешливым тоном, способным выдать вас лучше, чем ваши слова.
Поддерживая разговор, необходимо демонстрировать свою заинтересованность в теме общения: «Вот это да! А что же было потом?», «Ой, как интересно! Расскажи мне…»
Совет седьмой. Если вы будете постоянно без необходимости хвалить ребенка, он привыкнет к этому и будет все время ждать и даже требовать похвалы. Это может вызвать проблемы в общении с окружающими, так как он будет уверен в своем полном превосходстве перед другими. Это чревато проявлением эгоцентризма и формированием завышенной самооценки. Если же похвалы прекратятся, это будет вызывать у него психологический дискомфорт, который в будущем приведет к появлению зависти, мелочной обидчивости, ревности к чужому успеху, подозрительности и других качеств. Крайне нежелательно хвалить ребенка за то, что ему дается легко, по сравнению с теми, для кого это практически нереально или очень тяжело сделать.
Самое главное, что нужно запомнить: каждый ребенок нуждается в том, чтобы его поддерживали и хвалили. Все его действия должны начинаться с чувства успеха, которое должно проявляться не только в конце, но и в начале любого дела. Задача родителей - создать условия для ощущения чувства удачи, радости поиска и преодоления. Однако перед родителями может встать вопрос: за что и как правильно хвалить ребенка, какие поступки или особенности его личности нужно подчеркивать и акцентировать. Здесь главным ответом будет, не за что хвалить, а как это делать. Ваши искренние одобрения способны дать ребенку возможность поверить в себя и свои возможности.

 

Свежие номера газет Горянка


08.07.2020
03.07.2020
26.06.2020
17.06.2020