«Красный мак» переименован в «Красный цветок»

11 января 1845 года бельгийский мастер духовых инструментов Адольф САКС создал саксофон.
Адольф, не оставлявший попыток усовершенствовать бас-кларнет, создал новый инструмент – саксофон. Авторство Сакса было подтверждено патентом, полученным им год спустя. Свои первые успехи саксофон разделил с военными маршами. В начале ХХ века, когда в моду вошел джаз, новый инструмент приобрел особую популярность.
В этот день в 1874 году в Петербурге состоялась свадьба Марии, дочери русского императора Александра Второго, и Альфреда, герцога Эдинбургского, сына английской королевы Виктории.
Обе семьи активно противились этому браку. Не были еще залечены раны Крымской войны, назревал новый конфликт между Россией и Великобританией. Оскорбительным сочли в Петербурге предложение королевы Виктории явиться невесте в Лондон «на смотрины». Но влюбленные сумели преодолеть все преграды. Марии - дочери русского императора не понравились ни климат, ни довольно прохладное отношение к ней королевской семьи, тем не менее супруги прожили в любви и согласии 26 лет, до смерти Альфреда. Мария умерла в 1920 году. Любопытно, что под нажимом Марии Александровны ее дочь - тоже Мария не приняла предложения внука королевы Виктории и вышла замуж за румынского принца, а потом короля Фердинанда.
11 января 1875 года родился Рейнгольд ГЛИЭР - композитор, дирижер, педагог, трижды лауреат Государственной премии СССР.
Глиэр в 1927 году написал «Красный мак» - первый балет на революционную тему с местом действия в Китае. Композитор присутствовал в 1950 году на просмотре этого балета группой китайских руководителей во главе с известным идеологом Чэнь БОДА. Гости, увидев актеров в гриме, возмутились: «Неужели эти страшилища - китайцы? Это такими вы нас представляете?! Это чудовищно!» Советские дипломаты с трудом удержали китайцев от скандального демарша - ухода из Большого театра. Товарищ Чэнь после спектакля заявил: «Само название «Красный мак» нас обескураживает. Растение мак китайцами воспринимается как олицетворение опиума. А опиум - наш злейший враг, он веками губил наш народ!» Китайские товарищи отказались знакомиться с другими шедеврами советского театрального искусства. А балет Глиэра после этого переименовали в «Красный цветок», однако содержание было оставлено без изменения.
В этот день в 1938 году ушел из жизни советский ученый, один из основных создателей реактивного миномета «Катюша» Георгий ЛАНГЕМАК.
Георгий с детства в совершенстве владел французским и немецким языками. Учился в восьмиклассной Елизаветградской гимназии, которую окончил с серебряной медалью. Затем был призван в армию, где с успехом окончил школу прапорщиков адмиралтейства. В 1918 году после развала флота Лангемак демобилизовался и через год по офицерской мобилизации вступил в Красную Армию. В течение полутора лет был преподавателем грамоты по линии ликбеза. Во время Кронштадтского восстания Георгий Лангемак был арестован, приговорен к расстрелу, содержался под стражей и был освобожден только после ликвидации беспорядков. Позже он окончил Военно-техническую академию (ныне - Ракетно-артиллерийская академия имени императора Петра Великого). В 1933 году после организации Реактивного научно-исследовательского института Лангемак был назначен начальником Ленинградского отделения РНИИ. За время работы в институте практически завершил доводку реактивных снарядов РС-82 мм и РС-132 мм, ставших основой реактивного миномета «Катюша», за разработку которых по праву считается одним из ее основных авторов. Лангемак в 1937 году был арестован как немецкий шпион на основании данных, имевшихся ранее в НКВД, и был расстрелян в Москве. В 1955 году Георгий Эрихович Лангемак был полностью реабилитирован.
11 января 1940 года в Ленинграде состоялась премьера балета Сергея ПРОКОФЬЕВА «Ромео и Джульетта».
Пятью годами ранее композитор завершил свою работу над музыкой к балету «Ромео и Джульетта». Большой театр отказался от постановки балета на непривычную по тем временам музыку. Также отказом ответило автору и Ленинградское хореографическое училище. Впервые балет Прокофьева был поставлен в Оперном театре города Брно в Чехословакии в 1938 году. В Советском Союзе первое представление балета состоялось в Государственном театре оперы и балета им. Кирова в Ленинграде. Балет был в трех действиях, тринадцати картинах, с прологом и эпилогом. Выдающаяся балерина Галина УЛАНОВА блистала в партии Джульетты. Этот образ шекспировской героини стал самым ярким и пронзительным в творческой палитре артистки. В Санкт-Петербурге на аллее героев парка Победы установлен бронзовый бюст, запечатлевший Уланову в ее прославленной роли. Широту симфонического развития в балете, новаторскую трактовку хореографии и музыки, яркость музыкальных характеристик обусловили богатство шекспировских образов «Ромео и Джульетты» и глубина трагического конфликта. Прокофьев, продолжая традиции балета, основанные Петром ЧАЙКОВСКИМ, создал современные классические образцы жанра. Гордостью советского искусства был признан балет «Ромео и Джульетта», а Сергей Прокофьев стал крупнейшим композитором ХХ столетия.
В этот день в 1966 году ушел из жизни Альберто ДЖАКОМЕТТИ – известный швейцарский скульптор, живописец и график.
Интерес к искусству возник у Альберто уже в раннем детстве, когда он начал заниматься лепкой и живописью. Он обучался живописи в Женеве в Школе изящных искусств и в Школе искусств и ремесел по классу скульптуры. Много путешествовал по Италии, где познакомился с классикой итальянского искусства и памятниками Древнего Рима. Жил и работал в Париже, где сблизился с Луи АРАГОНОМ, ПИКАССО, САРТРОМ и другими. Учился в студии Гранд Шомьер в Париже у БУРДЕЛЯ. Летние месяцы проводил в Швейцарии. Ранние работы Джакометти выполнены в реалистичной манере, однако в Париже он испытывает влияние кубизма, увлекается искусством Африки, Океании, древней Америки. После Второй мировой войны, годы которой скульптор прожил в Женеве, он пришел к новой, более гуманистической манере в скульптурах, портретной живописи и графике. В скульптуре зрелого Джакометти занимала место проблема соотношения объемов и масс и загадка человеческой фигуры, в живописи и рисунке – пространственной глубины и загадка человеческого лица. В последние годы жизни Альберто Джакометти получил много наград. Выставки его творчества прошли в Музее изящных искусств в Цюрихе и в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
 

 

Фатима ДЕРОВА

Свежие номера газет Горянка


08.07.2020
03.07.2020
26.06.2020
17.06.2020