Сохранили и приумножили культуру

Поколение шестидесятников внесло огромный вклад в развитие культуры балкарского народа, создав основу для поступательного развития в последующие годы.
О театре
В 1957 году, когда балкарцы вернулись на родину, после восстановления балкарской труппы был создан Кабардино-Балкарский драматический театр, которому было присвоено имя Али Шогенцукова. В театре работали все три труппы: кабардинская, балкарская и русская. 
Большой вклад в организацию работы нового театра, в том числе его балкарской труппы, внесли поэт и драматург Исса             БОТАШЕВ, который в изгнании работал директором Киргизского драматического театра в г. Фрунзе, и актер Магомет АТАЕВ. У Иссы Боташева был опыт работы администратором во Фрунзе, а у Магомета Атаева – директором Киргизского драмтеатра в Иссык-Куле. Отечественная война вырвала из рядов театралов целую плеяду талантливых людей. Не вернулись с полей сражений первый балкарский режиссер Рамазан ГЕЛЯЕВ, артисты театра Мустафа АККИЗОВ, Мажир АТАЕВ, Атлы БАЧИЕВ, Азнор ЖАНТУЕВ, Ахмат ЖАРАШУЕВ, Абдул-Хашим МАККАЕВ, Хусей МЕЧИЕВ, Кубадий РАСУЛОВ, Хаждаут ХОЛАМХАНОВ, Магомет ЧИПЧИКОВ. Но, несмотря на потери, шестидесятые годы ознаменовались знаковыми постановками. В 1958 году был поставлен спектакль по пьесе драматурга Иссы Боташева «Рассвет в горах» (режиссер - Е. СКЛЯРОВ). Пьеса посвящалась освобождению Северного Кавказа от белогвардейцев. Роль революционера Ахмата Мусукаева исполнил Магомет Атаев, Мусоса Жабелова – Бахсанук КУЧМЕЗОВ, Ибрагима Искандерова – Исса ЖАНТУЕВ, комиссара Смирнова – Ибрагим МАММЕЕВ, Таумурзы – Таубий РАХАЕВ, Хажоса – Магомет КУЧУКОВ, секретаря Дашу – Фатимат АХКУБЕКОВА.
Затем балкарской труппой было поставлено два спектакля: первый – по пьесе А. КОЗЛОВА, написанной по мотивам поэмы К. ХЕТАГУРОВА «Фатима», о трагической судьбе горянки (режиссер - Е. Скляров); второй – по пьесе К. ГОЛЬДОНИ «Хозяйка гостиницы» («Трактирщица», режиссер - С. ТЕУВАЖЕВ). Это фарсовая комедия о любви сразу нескольких постояльцев к хозяйке гостиницы. Перевод И. Маммеева и М. Атаева. 
В 1959-1960 годах были поставлены спектакли по пьесам балкарского писателя Омара ЭТЕЗОВА «Кровавая свадьба» (о прошлом балкарского народа), И. Маммеева «После свадьбы» (бытовой, семейный сюжет),     К. КУЛИЕВА «Когда падает снег» (на современную тему) и другие. 
При постановке спектаклей стало ясно, как нуждаются национальные театры в молодых профессиональных актерах. В связи с этим в 1958 году был объявлен набор в Щепкинское училище молодых талантливых людей среди национальной молодежи. Из Москвы приехали преподаватели этого училища, чтобы набрать в Балкарскую студию для обучения в училище пятнадцать студентов из числа талантливой балкарской молодежи. В число этих молодых дарований вошли Зейтун АХМАТОВ, Абидин БАЙЧЕКУЕВ, Исмаил БАРАЗБИЕВ, Ольга БУДАЕВА, Владимир ЗУМАКУЛОВ, Элизат КУЛЬБАЕВА, Зоя МАМСУРОВА, Алексей МОКАЕВ, Лейля ОТАРОВА, Нина СОЗАЕВА, Тахир ШАВАЕВ, Жамал и Рая ЭНЕЕВЫ, Хамит ЮСУПОВ и Борис КУЛИЕВ. Это были дети войны и переселения, на себе испытавшие голод и холод, тяготы и унижения тяжелого времени. Теперь они могли учиться в Москве. Им было мало просто получить образование – они должны были больше стараться, быть лучше, чем другие, потому что представляли свой заново возродившийся народ. Все они любили театр и решили посвятить свою жизнь служению этому виду искусства. Так началась новая веха в истории Балкарского театра.
Образование
В годы войны произошло резкое снижение численности учащихся: в 1943-1944 годах учились всего сорок процентов от довоенного уровня. Но уже в 1943-1955 годах в республике было введено в строй пятьдесят новых школ на 18,5 тыс. учебных мест. К 1962 году удалось осуществить переход на новую систему образования: в республике насчитывалось 249 начальных, восьмилетних и средних школ, включая 14 интернатов. К середине семидесятых годов был завершен переход к всеобщему среднему образованию. В 1960-1961 учебном году в школах с кабардинским и балкарским контингентом учащихся начался переход на русский язык обучения с первого класса.
В пятидесятые - шестидесятые годы была подготовлена большая группа ученых - кабардинцев и балкарцев, которая в содружестве с русскими учеными проделала большую работу по изучению истории нашего края. 
В шестидесятые годы начался поступательный рост людей с высшим образованием среди балкарского населения. 
Музыка
В 1959 году был создан Союз композиторов Кабардино-Балкарии. Он объединил всех композиторов, музыковедов, музыкантов нашей республики, помогал авторам в издании их произведений, распространял их творчество среди исполнительских коллективов. Также союз организовал работу музыкальной школы и оказывал помощь в работе института искусств.
Кабардинские и балкарские деятели создавали произведения, вошедшие в сокровищницу нашей музыкальной культуры. Надо сказать, что открытие в 1942 году Кабардино-Балкарской государственной филармонии за счет объединения ансамбля песни и пляски и малого симфонического оркестра сыграло важную роль. В пятидесятые годы филармонией руководил Трувор ШЕЙБЛЕР. Чаще стали проводиться республиканские музыкальные фестивали, организовываться творческие отчеты ведущих композиторов, недели кабардинской и балкарской музыки в городских и районных центрах республики, музыкальные лектории. В развитии балкарской музыкальной культуры большую роль сыграл Мустафир  ЖЕТТЕЕВ, написавший более двухсот песен, среди которых «Приглашение в горы», «Нальчикские вечера» и другие, увертюры «Караван», «Праздник в ауле», балет «Легенда Чегемского водопада», музыка к спектаклям «Памятник» и «Завещание» по пьесам Жантуева. Абдин БИЧЕКУЕВ также создал более 200 произведений: кантату для хора, солиста и оркестра на слова К. Кулиева « Горская поэма о Ленине», симфоническую поэму «В родном краю», увертюру «Кабардино-Балкария», пять детских песен в соавторстве с ДВОСКИНЫМ, балет «Баксанская баллада», песни «Тебе, красавице», «Утренняя звезда» и другие. 
Профессиональные певцы с консерваторским образованием Исмаил ЖАНАТАЕВ и Сергей БЕППАЕВ снискали признание не только в республике, но и далеко за ее пределами.
Музыка жила и в народе: Б. КАЗИЕВ не знал нот и теории музыки, но стал замечательным гармонистом, сочинил музыку к пятнадцати танцам и песням. 
Литература
Имена балкарских литераторов известны не только в России, но и во всем мире. Песни на стихи Кайсына Кулиева и Максима ГЕТТУЕВА пела вся наша многонациональная страна. Кулиев в прекрасной поэтической форме показал читателям мир горца, его мышление, мировоззрение, идеалы. Ибрагим БАБАЕВ, Магомет МОКАЕВ, Салих ГУРТУЕВ, Абдуллах БЕГИЕВ, Мурадин ОЛЬМЕЗОВ, Ахмат СОЗАЕВ, Танзиля ЗУМАКУЛОВА создали высокопрофессиональную поэзию, показавшую огромные потенциальные возможности богатого балкарского языка. Проза также шагнула вперед, имена Алима ТЕППЕЕВА, Зейтуна ТОЛГУРОВА, Эльдара 
ГУРТУЕВА, Ибрагима ГАДИЕВА, Хасана ШАВАЕВА известны любителям литературы. Свой особый мир оставил в наследство Борис ЧИПЧИКОВ, произведениями которого зачитываются люди всех возрастов. 
Высокая культура слова балкарцев в фольклоре нашла свое продолжение в профессиональной литературе. Молодые литераторы достойно продолжают дело своих предшественников. 
 

 

 

 

Елена АППАЕВА

Свежие номера газет Горянка


25.03.2020
18.03.2020
12.03.2020
04.03.2020