Пандемия и дети

После зимы родители только приободрились, мечтая, что скоро наступит финал их ежедневных испытаний под условным названием «домашнее задание», которое задают лично им, а чадо лишь присутствует рядом, иногда внимательно и с усмешкой наблюдая за недостаточно образованным родителем (всегда мамой), как грянул коронавирус. Все познается в сравнении. И вот открылось: до пандемии был период радужного счастья, когда учиться надо было только два часа вечером, а в сложившейся ситуации это время трансформировалось в двенадцать часов. Самыми популярными в ватсапе, инстаграме и фейсбуке стали реальные аудиозаписи родителей, вопиющих: доколе? И посылающих град восклицаний педагогам: заберите их в школы, они ваши ученики! А учителя напоминали: они - ваши дети. 
Работали с девяти до девяти
Директор МОУ СОШ имени А.Х. Сижажева с.п. Псычох Баксанского района КБР Марьяна БУГОВА сказала, что первая неделя дистанционного  обучения была тяжелой. «У нас малокомплектная школа: 149 детей, средняя наполняемость класса – 12-13 человек. То есть имеется возможность индивидуального обучения, не сравнить со школами, где в классе по тридцать и более учеников. Плюсы и минусы нового опыта предстоит проанализировать на педсовете, но уже сейчас можно сказать: нагрузка учителей была превышена кратно. Работали с девяти утра до девяти вечера. Ни один педагог не задал вопрос: будут ли доплаты за работу в таком режиме? Мы старались отработать всю программу, пытались поддерживать интерес к учебе на докоронавирусном уровне. Дети скучали по школе. Через скайп учителя выходили в онлайн. Достойно прошли испытание. Благодарна своему коллективу. Помогло еще и то, что только у троих детей не было телефонов, но у их родителей были смартфоны. Педагогическое сообщество России долго обсуждало, как процессу обучения мешают телефоны в школах, вводили ограничения, а тут они нас выручили».
Они 
сверхчувствительны
Психолог Римма БАГОВА сказала, что дети сверхчувствительны, переживают тревожные ситуации глубже и острее. «Если школьник не читает статьи о коронавирусе, это не значит, что он не понимает, что происходит. Ребенок интуитивно может оценить уровень опасности. Прошедшие месяцы - достаточно серьезная нагрузка для детской психики. Что можно посоветовать, чтобы снивелировать внутренний дискомфорт детей? В первую очередь взрослые должны пытаться сохранять спокойствие. Понятно, что многие за время самоизоляции ничего не заработали, а некоторые даже потеряли работу. Увы, мы - часть мира, и эти проблемы сейчас во всех странах мира. Родители сейчас должны свои эмоции скрывать, придется быть закрытыми как никогда. Недопустимы нервные срывы: нельзя кричать на детей, бить их, нельзя плакать в их присутствии. Они не должны видеть ваше отчаяние. Как бы ни было трудно, надо улыбаться и прилагать усилия по выходу из сложившейся ситуации. Во всей этой печальной коронавирусной инфекции есть одна хорошая новость: она не может быть вечной. Нас спасут лето и ученые: тепло будет природным, естественным заслоном распространению пандемии, а ученые рано или поздно придумают вакцину. Надо запастись терпением. И читать с детьми добрые книги, смотреть фильмы, слушать музыку. Коронавирус не может отнять у нас чувство счастья, когда мы рядом с родными. Он не может запретить улыбаться, признаваться в любви, смотреть друг другу в глаза. Сейчас надо приложить максимум усилий, чтобы снять напряжение детей, чтобы они поняли: коронавирус - проблема, а не катастрофа».
Мы видим всех
Начальник отдела общего и дошкольного образования управления образования и молодежной политики местной администрации Черекского района Фаризат МОКАЕВА сказала, что дистанционным и онлайн-образованием во время пандемии охвачено 97 процентов человек. «Это очень высокий показатель, который удалось достичь благодаря самоотверженному труду всех педагогов. Мы не позволили себе никаких скидок на сложную ситуацию. Отслеживали всех детей. В Аушигере директор школы Людмила БАДЗОВА подарила телефон своей дочери ученику, у которого не было дома ни компьютера, ни ноутбука, ни телефона. В кашхатауской школе завуч Арина ЧЕЧЕНОВА пополняла счет детям из малоимущих семей. В Верхней Балкарии директор Аслан ТАУКЕНОВ в маске и перчатках развозил в конвертах задания. Конечно, нам потребовалась помощь родителей, чтобы они мотивировали детей. Им приходилось объяснять непонятные моменты, ведь в школе ребенок может подойти и после урока, если у него есть вопросы. А в онлайн-режиме уроки были короче, чем обычные: этого требует СанПин, следовательно, дети какие-то моменты дорабатывали с родителями. Конечно, нам нужно время, чтобы проанализировать все плюсы и минусы онлайн- и дистанционного обучения. Очень неожиданно раскрылись некоторые дети, которые стеснялись отвечать перед классом, были зажаты. Им режим дистанционного обучения больше подходит. Но в целом, я считаю, «живое» обучение более эффективно. Важно видеть глаза детей. Живой контакт - это магия. Дети видят эмоции учителя при живой подаче материала, чувствуют его душу, наблюдают за ним, порой копируют его поведение - это привычная и столь дорогая нам модель школы. Лично для меня она бесценна. Я за живую школу, за живое общение учителей и детей, но надо понимать, что современная школа без компьютерных технологий немыслима».
Боюсь...
На правах анонимности мать двоих учеников поделилась с нами своими страхами. «Боюсь, что со временем обучение полностью переведут в онлайн- и дистанционную формы. У меня две дочери, за время самоизоляции совершенно измучилась. Не справляемся с уроками. Еще до коронавируса знаменитые педагоги бесплатно выставляли свои уроки в интернете. То есть понятно, что тенденция усилится. Уверена, что в будущем столько учителей не будет. Дети начнут смотреть уроки сильных педагогов в дистанционном режиме, а машины проверять задания... Это дешево и прагматично. Моя дочь-отличница во время самоизоляции была очень недисциплинированной. Плохо занималась. Радует, что во многих селах пока нет интернета и не во всех семьях есть гаджеты, значит, перехода на дистанционное обучение в ближайшее время не будет. Дочь набрала вес. Практически не гуляем, а без движения очень легко набрать лишние килограммы. Прошедшие месяцы были очень нервными. Пока мы приспособились к новым условиям, прошла неделя. Впервые осознали, как много значат для нас учителя. Здоровья им, сил и терпения!».
Маленькая исповедь
- Дистанционное обучение для детей - отдельное удовольствие. Русский и математика - понятно: сделал, попытался отправить, не получилось - все сначала, и так до бесконечности. С десятой или двадцатой попытки получилось.
Сейчас уже со смехом вспоминаю физкультуру и музыку. Ребенок поет, а ты снимаешь видео. Отрабатываешь навыки оператора, монтажера, даже дирижера и режиссера, не говоря уже о суфлере. Самое трудное - не подпевать и уж тем более не пытаться солировать. А вот физкультура.... Снимая простые упражнения на телефон, я пыталась отогнать мысли: а если футбол, кросс, плавание? Особенно, если дома нет бассейна, а  только душевая кабинка и стандартная ванна.
Но это все мелочи жизни. Что реально травмировало - это родительские чаты. Накатывало волнами: могло быть более 90 сообщений только в одном чате за утро.
В чате с учительницей волна истерики периодически гасилась ее репликами. Она классная во всех отношениях: в меру остроумная и мудрая. На первом родительском собрании я спросила ее про свою ученицу.
«Она прекрасная девочка. Чудесный ребенок». - «А учится как?» - «Учит только то, что ей интересно. Как с этим бороться? Не знаю. Как многодетная мама многодетной маме скажу: это характер, а с характером бороться бесполезно».
Я тоже так думаю. Именно поэтому спокойно наблюдаю за развитием событий и почти не вмешиваюсь в жизнь дочери. Сначала переживала, читала все сообщения и даже пыталась реагировать. А потом поняла -  моя психика слишком тонка для дистанционного  обучения. Да, она выдержала безденежье и бесквартирье в начале 90-х с двумя маленькими детьми, осталась цела после двух с половиной лет в глухой деревне, куда автобус ходил всего три раза в неделю. Но дистанционное обучение - это слишком.
 

 

 

Елена АППАЕВА

Свежие номера газет Горянка


27.05.2020
20.05.2020
13.05.2020
08.05.2020