Система семейно-брачных отношений

Для вступления в венчальный брак от женщин на Руси требовалось выполнение многих условий. Одним из них был брачный возраст. 
В каком же возрасте обычно вступали в брак? Вопрос довольно сложный, поскольку с браком связано много проблем производственного, имущественного и правового порядка.  В целом можно считать, что в эпоху Средневековья, если не считать семей крупных феодальных сеньоров, где по династическим соображениям нередко заключались браки между детьми (достаточно сказать, что в 1447 г.  московского князя Ивана Васильевича, будущего Ивана III, женили в семь лет на Тверской княжне Марии Борисовне. Сколько лет было тогда невесте, мы не знаем, но, вероятно, тоже немного), брачный возраст был связан прежде всего с половым созреванием. 
Однако девочка в 12 лет уже «была на выданьи». Но такие браки совершались лишь в среде господствующего класса. Целью раннего брака было удержание поместий или когда в ситуацию вплетались политические мотивы.
Известно, что бракосочетание между молодыми совершалось в основном по воле родителей.  Теоретически молодые люди могли первый раз увидеть друг друга во время брачной церемонии. Однако по сведениям, идущим с древнейших времен, мнение самих брачующихся в какой-то мере тоже принималось в расчет: молодым людям брачного возраста старались все же дать возможность познакомиться до брака.
В социальном отношении существовали, если не абсолютные запреты браков,  во всяком случае, серьезные ограничения их как обычаями, так и законами. Браки в основном могли совершаться внутри одного класса, т.е. не допускали смешения социальных и классовых различий: крестьянка и холопка в лучшем случае считались «меньшицами», т.е. вторыми женами; в худшем свободный должен был или отказаться от притязаний на законное закрепление подобных отношений, или согласиться во имя брака стать холопом.
Русская церковь препятствовала заключению браков с иностранцами. За преступную связь с иноверцем «русска» (так называет женщину Устав князя Ярослава) наказывалась носильным пострижением в монашество; позже в ряде земель наказание ограничивалось штрафом. Этот запрет не распространялся на великих княжон, многие из которых были выданы замуж за иностранных королей. 
Помимо возрастных   и сословных, существовали и иные ограничения для вступления в брак.  До XIV в.  запрещали брак между родственниками до десятого колена, а дальше – до четвертого.  Кроме того, православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак только три раза. Видимо, сначала это ограничение  было еще более жестким. До XIII в. обычно разрешался лишь второй брак, а третий – только, «если кто будет молод, а детей не будет». 
Вообще, православная церковь воздействовала  и на структуру индивидуальной семьи,  и на внутреннюю организацию. Поэтому статус женщины в семье регулировался в значительной степени нормами христианской морали. Основу церковной концепции семьи составлял тезис о святости супружества.
По мнению Н.А. ПУШКАРЕВОЙ, утверждение в семейной и социальной жизни проповедуемых церковью моральных начал привило к появлению в русской литературе XIX-XV вв. образа целомудренной и верной супруги. 
Например, в «Повести о Петре и Февронии Муромских» рассказывается о сильной и верной супружеской любви муромского князя Петра и рязанской крестьянской девушки Февронии.  Центральная героиня повести исполнена чувства собственного достоинства, женской гордости, необычайной силы ума и воли. До конца своих дней она свято хранит любовь к мужу и умирает одновременно с ним, ибо не мыслит себе жизни без него. В летописной повести о смоленском князе Юрии Святославиче речь идет о печальной судьбе жены вяземского князя Семена Мстиславича - Иулиании, которой верность и любовь к мужу стоили жизни. Пользуясь вассальной подчиненностью ее мужа, смоленский князь Юрий хотел принудить Иулианию «с ним жити, она же сего не хотяще», и тогда Юрий велел утопить ее. «И был ему грех и стыд великий, и оттого убежал в Орду, не стерпев своего  горького безвременья и беспечия», - вынес Юрию моральный приговор автор повести. 
Таким образом, внедрение нравственных начал в семейную жизнь древнерусского человека исходило  из провозглашаемых церковью принципов. 
Черпая обоснование подобных моральных норм в творении отцов церкви, церковники призывали сохранять верность супругу даже в случае аморальных проступков с его стороны.
В семье была чрезвычайно велика роль ее главы. Внутри семьи власть главы была практически неограниченна: он  распоряжался имуществом семьи, управлял всем домом и судьбой каждого из ее членов. Это касалось даже браков детей, которых глава семьи мог женить или выдать замуж против их воли, церковь порицала его, только если при этом он доводил детей до самоубийства. Его распоряжения должны были выполняться беспрекословно; он мог применять к членам семьи и домочадцам наказания, в том числе и физические. 
Особую известность в нашей литературе приобрели наставления домостроя о том, как хозяину следует бить жену и детей. С. ГЕРБЕРШТЕЙН приводит даже анекдот, смысл которого заключается в том, что русская женщина якобы считала побои необходимым атрибутом супружеской любви. 
Все это не должно помешать нам ясно представить себе и ту большую роль, которую играла в семье женщина-хозяйка. Тот же домострой называет ее «государыней» и подчеркивает ее главенствующую роль во всех домашних делах - начиная с организации хранения запасов вещей и продуктов и заканчивая организацией работы слуг.  Еще значительнее была роль женщины-хозяйки в более бедных семьях. Домашнее хозяйство почти целиком ложилось на плечи женщин.  В семейной жизни основной женской ролью было  рождение «чад», но при подчинении их главным ценностям: любви к Богу, самоотречение во имя Его и т.д. 
Женщины должны были заботиться о домашнем очаге и  во всем подчиняться  мужу – «женам глава - муж, мужу – князь, а князю – Бог». Иногда в реальной действительности  вопрос о семейной власти часто решался иначе. Летописцы отмечали случаи, когда в княжеской семье жена «владяще мужем».  Однако, требуя устранения главенства женщины в брачном союзе, церковники вовсе не отрицали возможности любви и взаимопонимания между супругами.
(Продолжение следует)

Анжела ГУМОВА.

Читать также:

Свежие номера газет Горянка


29.07.2020
22.07.2020
15.07.2020
08.07.2020