Предмет национальной гордости

28 сентября Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия будут отмечать День черкесского (адыгского) национального костюма, который впервые отпраздновали в 2011 году по инициативе Международной черкесской ассоциации (МЧА) в Адыгее. В 2012 году к чествованию черкески подключилась и Кабардино-Балкария. 
Праздничные мероприятия пройдут в столицах Майкопе, Нальчике и Черкесске. Это относительно молодой праздник, но с каждым годом он становится все популярнее. Вот уже третий год в КБР по инициативе Мирового Артийского комитета и Международной черкесской ассоциации проходит международный фестиваль «…И хоть по мне черкеска сшита, всему Кавказу подошла» с участием художественных коллективов и мастеров искусств из всех республик Кавказа, ближнего и дальнего зарубежья.
Одежда – отражение внутреннего мира человека, его характера и жизненных устремлений. Черкеска – не просто одежда, но и определенный образ, которому необходимо следовать всем, кто ее носит. Умение носить черкеску подразумевало умение достойно держать себя, имея в виду поведенческий аспект.
Особое отношение адыгских воинов к черкеске и способ ее ношения свидетельствовали о том, что черкеска – прежде всего военная форма, и в этом ее основное предназначение. Для них главным было, чтобы черкеска была удобна, хорошо подогнана и не стесняла движений.
Многочисленные источники, рисунки и фотографии времен Кавказской войны сообщают, что самые знаменитые воины и предводители часто ходили в рваных, залатанных в местах, пробитых пулями или разрубленных сабельными ударами, черкесках, щеголяя при этом самым дорогим и высшего качества оружием. Как отмечал К.Ф. СТАЛЬ в своем «Этнографическом очерке черкесского народа»: «…ходить оборванным не составляет малейшего стыда как для богатых, так и для бедных. Пренебрежение к щегольству обозначает даже настоящего наездника». Такой «боевой» вид черкески свидетельствовал о том, какой образ жизни вел ее хозяин. И, наоборот, новая черкеска, чрезмерно украшенная галунами, особенно на молодом человеке, могла вызвать не очень лестное мнение о ее владельце. «Заметим, – писал в связи с этим Хан-Гирей, – что слишком пышно одеваться почитается у адыгов не очень приличным, почему стараются более щеголять вкусом, нежели блеском; чистоту же и опрятность предпочитают пышности».
Представители черкесской знати часто были одеты хуже своих подданных. Причиной тому служило то, что по черкесским обычаям князья и дворяне обязаны были проявлять щедрость и по первой просьбе обмениваться с просителем верхней одеждой. 
Что касается цветовой гаммы черкесского (адыгского) национального костюма, здесь тоже нашли отражение эстетические вкусы и особенности менталитета народа. Черкесы (адыги) не терпели в одежде ничего яркого, пестрого и вычурного. В традиционном комплексе черкесского мужского национального костюма все ткани однотонные и очень редко используется одновременно более трех цветов.
Специфичность требований черкесов (адыгов) к форме черкески и оружия и его декору была столь четко выраженной, что местные традиции обязательно учитывались и перенимались соседними народами. В период Средневековья, особенно в XVII веке, на Западе начала распространяться «черкесская мода» благодаря зарубежным путешественникам, в разные периоды посетившим черкесские земли. 
Начиная со второй половины XVI века целые кланы и отдельные представители кабардинских княжеских фамилий с подвластными дворянами поступали на российскую службу. Часть их в разное время была включена в состав казачьих полков или несла совместно с казаками службу на южных рубежах Российской империи в качестве отдельных воинских подразделений.
Термин «черкеска» вошел в русский язык через терских казаков, которые с XVI века обосновались на Тереке по соседству с кабардинцами. Помимо соседства, заимствованию черкесского комплекса одежды и вооружения способствовала совместная военная служба терских казаков и кабардинцев.
В документе от 7 мая 1817 г. впервые регламентируется униформа для кавказских казаков. В 1828 г. командующий войсками на Кавказской Линии генерал ЕМАНУЕЛЬ установил всем казачьим полкам однообразные обмундирование, вооружение и снаряжение «черкесского образца». Окончательно форма черкесского образца была закреплена в Кавказском Линейном казачьем войске законодательным актом от 16 января 1831 года.
7 ноября 1861 г. Александр II «Высочайше повелевать соизволил: в Кубанском и Терском казачьих войсках, с их артиллерию, верхнюю одежду называть не «мундиром», как сказано в описаниях, приложенных при приказе бывшего военного министерства от 18 мая 1859 г., а «черкесками».
В 1858 году И. Д. ПОПКО писал о линейных казаках: «Взяв у черкеса вооружение, одежду, седловку и посадку, вместе с тем он усвоил себе живость и удаль своего противника. Много значит, если казак любит свою одежду и вооружение, а линеец их любит. И кто не знает, что с одеждой и ухватками переходят дух и нравы? Применяясь к местным обстоятельствам, так важным в военном деле, старинные казаки, народ православный, не без достаточных причин принимали одежду, вооружение и даже обличием старались быть похожими на своих соседей-горцев».
В 40-х годах ХIХ века черкеска была официально утверждена как воинская форма казачьих войск на Кавказе.
Престижность и элегантность черкески способствовали тому, что вслед за казачеством она была заимствована высшими слоями русского общества и офицерским корпусом. Впоследствии черкесский (адыгский) национальный костюм вошел в официальный парадный гардероб царствующего дома РОМАНОВЫХ.
Что касается Закавказья, то здесь черкеска получила распространение в Грузии только в среде высших сословий. То, что она не стала общенациональным костюмом для всех слоев грузинского общества, свидетельствует о заимствованном характере этой одежды. Для черкесов же, как уже отмечалось, черкеска была народной, общенациональной формой одежды.
Как бы тяжело ни было жить в наше время, черкесы (адыги) постепенно возвращаются к своим истокам, заново постигая культуру, традиции и обычаи своего народа. При малейшей возможности (не только на свадьбы, но и на всевозможные праздники и шествия, на встречи и собрания молодежи) они надевают свою национальную одежду. И с какой гордостью они носят ее, осознавая всю ответственность, которую налагает на них память о предках, которые сделали все, чтобы дать своим потомкам светлое будущее.
Черкесский (адыгский) национальный костюм – овеществленный гимн национальному духу. Это отражение национального характера – чувства собственного достоинства черкесских (адыгских) мужчин, их отчаянной храбрости, виртуозного владения тонкостями адыгского этикета. 
Мировой Артийский комитет включил в сокровищницу мировой культуры и зарегистрировал в Реестре МАК № 4 от 12.04.2018 года черкесский-адыгский костюм (мужской и женский). 
В рамках проведения с 5 по 12 марта Дней культуры народов Кавказа «Кавказ - жемчужина России» в Париже, организованных Мировым Артийским комитетом совместно ЮНЕСКО (UCA) и Международной ассоциацией культурной дипломатии (IACD), черкесские (адыгские) мужской и женский национальные костюмы, изготовленные по старинным эскизам Жанусей ХАРАЕВОЙ, были переданы для хранения в музей     ЮНЕСКО при Организации Объединенных Наций в связи с празднованием 75-летия образования этой престижной организации. 

Ауес БЕТУГАНОВ,вице-президент Мирового Артийского комитета,академик, член ЮНЕСКО по культуре и образованию

 

 

 

Свежие номера газет Горянка


16.09.2020
09.09.2020
03.09.2020
26.08.2020