Путь девушки в невесты

Если брак не был заключен в доме невесты, это делалось в доме родственников жениха, где она временно находилась. Сразу же на следующий день после этого устраивался обряд ввода невесты в дом жениха. По обе стороны невесты должны были стоять женщины, обязательно замужние и имеющие детей. Это был магический ритуал – чтобы молодая тоже стала многодетной. Обе женщины тоже были нарядно одеты, чтобы уберечь невесту от дурного глаза и злой дух не мог узнать, которая из них троих - невеста. Когда ее заводили в дом, ритуально осыпали орешками, крупой, сладостями и деньгами. Крупой – чтобы вместе с молодой снохой в дом пришло изобилие, деньгами – чтобы с ее приходом в доме всегда были добро и достаток, конфетами – чтобы жизнь была сладкой. И невеста, и стоящие по обе ее руки женщины, входя в дом, перешагивали порог правой ногой, ни в коем случае не наступая на него. Смысл этого действия был таков: по поверию считалось, что души умерших вернулись и сидят под порогом и наблюдают за живыми, поэтому их нельзя тревожить. Когда молодая перешагивала через порог, ей под ноги стелили овечью или баранью шкуру, обязательно шерстью вверх. Невеста должна была наступить на шкуру, так как адыги всегда считали, что обилие шерсти к удаче и с невестой должно прийти много шерсти на этой шкуре. В то же время, ступая на нее, молодая должна была быть осторожной, старалась не поскользнуться, так как скользкая сторона шкуры была на полу. При вводе невесты в дом стреляли в воздух из оружия, чтобы отпугнуть от нее всякую нечисть. В доме ее ждали старшие женщины. Одна из них снимала с нее покрывало и обнимала. (Ранее покрывало с невесты снимал мужчина, позже это стала делать женщина). Мужчина поднимал острием кинжала покрывало на макушке и снимал его (моздокские кабардинцы на острие кинжала насаживали кусок хлеба как знак достатка и изобилия), позже стали снимать покрывало палкой (палку хранили до тех пор, пока у молодой не появлялся ребенок, чтобы использовать ее как один из элементов люльки).
Невеста, которую завели к женщинам, по этикету не могла ни с кем из них здороваться за руку и обниматься. Она должна была стоять, не делая никаких приветственных движений. Если же она с кем-то поздоровается и заговорит, это могло быть оценено как признак отсутствия должного воспитания. После знакомства со всеми женщинами та, которая сняла с невесты покрывало, произносила ритуальный хох, обращенный к ней, и смазывала молодой губы специально приготовленной для этого случая смесью меда с топленым маслом. В этот момент невеста не должна была попасть впросак и следить за тем, чтобы не облизнуть свои губы, в противном случае все бы посчитали ее любительницей лакомств и нетерпеливой. Затем эта же женщина бросала тарелку с медом и топленым маслом туда, где стоят молодежь и дети (чаще всего в открытое окно). Это означало, что скоро придет и их время и в нужный срок они тоже создадут семьи. Ну а пока за тарелку с лакомством нужно было побороться. Тот, кто успевал ее ухватить и унести, чувствовал себя победителем, но при поедании этого лакомства должен был поделиться со своими сверстниками. Как только тарелка с вкусной смесью была опустошена, ее обязательно разбивали о землю – на счастье. 
На свадьбе выводили танцевать замужнюю сестру жениха, а она в свою очередь должна была одарить партнера по танцу. 
После завершения перечисленных обрядов невесту заводили в ее комнату. Когда молодая переступала порог, на нее сверху сыпали либо крупу, либо солому с крыши дома, чтобы у молодых было много радости, изобилия и благополучия.
Некоторые селения имели свои обычаи ввода невесты в ее комнату. К примеру, перед тем как молодая еще не вошла в комнату, туда заводили украшенного жеребца. Моздокские кабардинцы вместе с невестой заносили в комнату украшенную ветку. Ветка охранялась компанией молодых людей, а другая компания нападала на них и срывала с нее разные вещицы – таким образом они не давали занести в комнату невесты полностью наряженную ветвь. Ветка символизировала долгую и полную здоровья жизнь. Этот обычай давно исчез и остался только в записях экспедиций. 
О завершении этого обряда давал знать джегуако, участвовавшие в празднестве дружно шли выводить невесту из ее комнаты. Когда молодую выводили, на пороге клали либо веник, либо какую-нибудь утварь. Невеста должна была это заметить и поставить веник к стене, причем в этот момент не должна была оглядываться по сторонам, а переступать порог нужно было обязательно правой ногой. Опять же при выводе молодой из комнаты ее осыпали орехами, сладостями и деньгами. Когда невесту заводили в круг, устроитель игрища (джегуако-хатияко) говорил: «Наша невеста попала в плен, помогите!» Чтобы вывести невесту из круга, ее «выкупали». Только затем ее отводили туда, где находятся старшие женщины. 
(Продолжение следует).
Анжела КУДАЕВА

Свежие номера газет Горянка


14.10.2020
07.10.2020
30.09.2020
23.09.2020