Любовь – важнейший витамин для ребенка

Как мы и обещали в одном из предыдущих номеров, знакомим наших читателей с лауреатом регионального этапа 
всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель года России-2020», учителем русского языка и 
литературы МКОУ «СОШ №1» с.п. Верхняя Балкария Черекского района Асият ГАЗАЕВОЙ. 
В этом году исполняется 25 лет как сбылась ее мечта – она вернулась в родную школу в качестве учителя.
- Я точно знала, что моя жизнь будет связана с воспитанием детей. Мне дважды повезло. Во-первых, потому что работаю в школе, где когда-то училась сама. Во-вторых, посчастливилось работать в коллективе творческих учителей, которым небезразлично, какими станут их ученики, - говорит Асият. - Мои коллеги видят свое предназначение не только в том, чтобы передать сумму знаний образовательных стандартов, но и постоянно работают над собой, продолжая учиться, совершенствоваться, щедро делясь своими методическими находками, обогащая друг друга.
- Мне всегда интересно узнавать у собеседника, что или кто повлиял на выбор его профессии.
- Сейчас, когда за плечами опыт работы, ответила бы на этот вопрос так: это прекрасная возможность видеть процесс становления человека. Осознание того, что от тебя зависят направление и характер этого сложного и ответственного процесса, воодушевляет и доставляет огромную радость. Родители дают детям жизнь, учитель наполняет ее смыслом, дает духовную опору, учит человечности. Действительно, выбирая профессию, мы ориентируемся на людей, которые повлияли на наше восприятие жизни и чей опыт и умения вызывали в нас восхищение. У меня были прекрасные педагоги, на которых хотелось равняться. Моя первая учительница, Айшат Абуллаевна СУМАЕВА, добрая, заботливая, требовательная, очень эрудированная и, самое главное, любящая и понимающая своих учеников. Она вкладывала в нас свою душу. Учительского авторитета она добивалась своим неповторимым педагогическим творчеством. Умела создавать приключения из ничего: из самых обычных предметов и при самых обычных условиях, что заставляло думать о ее волшебном происхождении.
- На конкурсе вы с таким воодушевлением говорили еще об одном вашем кумире в педагогическом мире.
- Неизгладимое впечатление оставили в моей душе уроки Адиля Мукаевича ТЕМУКУЕВА, благодаря которому в школьные годы литература была моим любимым предметом. Его артистичное чтение произведений, где на самом интересном месте он после загадочного и-и-и...прерывал чтение и говорил: «Что было дальше, прочитаете дома». Нас одолевало любопытство, и первым делом после возвращения из школы многие из нас садились за книгу. За его «пятерки» с плюсами, помню, выучила наизусть стихотворение К. СИМОНОВА «Сын артиллериста», около 70 четверостиший. Профессионализм Адиля Мукаевича был признан не только в стенах родной школы, в районе или даже в республике. Победив на республиканском конкурсе «Учитель года», он достойно представил республику на всероссийском этапе престижного конкурса, став победителем в номинации «Бережное отношение к живому великорусскому языку». 
- Что было самым сложным на конкурсе?
- В этом году на урок вместо 45 было отведено всего 30 минут. Мне было нелегко уложиться в это время. Обсуждали серьезную тему - анализировали рассказ К. ПАУСТОВСКОГО «Телеграмма». Это грустная история матери, которая умерла в одиночестве, не дождавшись дочери. Дочь, занятая заботами о других людях, не приехала на зов матери. Хотелось донести до этой, пусть и небольшой, аудитории всю боль одиночества этой женщины. Каждое слово, каждая пауза имели значение, поэтому трудно было отказаться от некоторых элементов урока.
- Какой видите школу будущего? 
- Так как школа - место, где ребенок проводит большую часть времени, хочется, чтобы ему там было уютно, комфортно и интересно. Думаю, в ближайшем будущем школы полностью или частично откажутся от печатных учебников, которые тяжело и неудобно носить с собой. Их заменят электронные. Школа будущего - это просторные, светлые, технически оснащенные классы. Смею предположить, что в ней оценок не будет. Стимулом для получения знаний должны стать интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту, а не оценка. Ребенок не может одинаково хорошо знать все предметы. Например, он может плохо успевать по физике и математике, но оказаться прекрасным музыкантом или художником. Поэтому, если профильное обучение сейчас начинается с 10-го класса, то, возможно, в школе будущего будет начинаться гораздо раньше.
Важнейшая цель современной школы - научить ребенка тому, что понадобится ему в жизни. Научить обучаться самостоятельно. А самое главное, в школе будущего будут самые добрые и отзывчивые учителя. Как писал антрополог Эшли МОНТЕГЮ: «Для нормального развития человеческого организма необходим важнейший витамин – любовь».
- Что бы вы взяли из прошлого и настоящего в такое учебное заведение?
- Только совокупность прошлого и настоящего является основой для возникновения будущего. Школа должна сохранить все лучшее, что есть в ней сегодня: традиции праздников, конкурсов, фестивалей, олимпиад, спортивных соревнований; взаимопонимание, доброту, желание совершенствоваться. Я бы не имела ничего против восстановления шефства старших школьников над младшими, организаций, подобных октябрятской, пионерской и комсомольской, но, конечно, уже с другим идеологическим наполнением. Сохранение традиций должно, безусловно, сочетаться с конструктивным новаторством, современными передовыми технологиями.  Было бы замечательно взять в школу будущего прекрасную традицию поощрения лучших учеников поездкой в лагеря отдыха. 
- Расскажите о своей семье. Наверняка она больше всех вас поддерживала.
- У нас с мужем - Ахия Мухтаровичем НОГЕРОВЫМ четверо детей: трое сыновей и дочь. Все получили высшее образование. Омар и Ислам женаты, живут в Нальчике. Эльвира - ведущий инженер кадастровой палаты. Таулан живет с нами и занимается нашим большим хозяйством. Супруг - индивидуальный предприниматель. Они моя главная опора и поддержка, относятся с большим уважением к моей работе. 
Алена ТАОВА

Читать также:

Свежие номера газет Горянка


14.10.2020
07.10.2020
30.09.2020
23.09.2020