ГЛАВНАЯ   КОНТАКТЫ                                                                                                  ГАЗЕТА «ГОРЯНКА»

                         

«ТАМ, У ДАВНЕГО ИСТОКА, У РОДНОГО РОДНИКА»

12 февраля, в день рождения Инны КАШЕЖЕВОЙ, в республике будут проходить мероприятия, посвященные 80-летию со дня рождения яркой, талантливой и самой молодой представительницы поэтов-шестидесятников. Она ушла рано, оставив нам свою поэзию, актуальную на все времена, наполненную любовью к жизни и родине.

На просторах интернета встречаются статьи-воспоминания, кто-то из прижизненного близкого круга Инны Кашежевой назвал ее «забытым поэтом». На родине поэтессы с этим не согласятся. В родовом селе Каменномостском о выдающейся соотечественнице знают и стар, и млад, библиотеки в республике бережно хранят старые томики ее стихов. Яркие, трогательные, меланхоличные или ритмичные – ее произведения проникают в самое сердце. Несмотря на то, что Инна Кашежева родилась и выросла в Москве, будучи внучатой племянницей кабардинского просветителя Талиба КАШЕЖЕВА, духовно всегда была связана с родиной отца – Кабардино-Балкарией. «Моя родина – Кабарда! Сердце мое стучит в Москве, а душа поет в Каменномосте», - говорила она. В Нальчике в издательстве М. и В. Котляровых вышло в свет двухтомное собрание сочинений Инны Кашежевой. Издателями был проделан титанический труд, в уникальное издание включены все стихотворения из 20 прижизненных сборников автора.

Яркая звезда поэзии

Инна Кашежева родилась в Москве 12 февраля 1944 года, в детстве и юности часто бывала в родном селе отца, поэтому Кабардино-Балкария занимала важное место в ее жизни и творчестве. Она рано начала писать стихи. В марте 1960 г. журнал «Юность» напечатал первые стихотворения Инны Кашежевой, ей тогда было всего 16 лет. В 1962 году в Нальчике вышла первая книга стихов «Вольный аул», на которую обратили внимание Алим КЕШОКОВ и Кайсын КУЛИЕВ, высоко оценив национальное своеобразие молодой одаренной поэтессы. В 60-е годы ее стихи были чрезвычайно востребованы. Инна Кашежева с головой ушла в литературную жизнь, стала частью московской литературной богемы, завсегдатаем Центрального дома литераторов. Ее книги издавались в Нальчике и Москве. Названия всех остальных сборников стихов Инны Иналовны будут рассказывать о ней самой - «Незаходящее солнце», «Кони времени», «Кавказ надо мною», «Лицом к истоку», «Стихи от прекрасной дамы», «Время вслух». Она окончила Московский Литературный институт имени А. М. Горького. В 1967 году вступила в Союз писателей СССР, много ездила по стране от Всесоюзного бюро пропаганды художественной литературы при Союзе писателей СССР. С Риммой КАЗАКОВОЙ часто ездила по стране и выступала на предприятиях и в учебных заведениях, знакомя слушателей со своим творчеством. На вечерах в Политехническом институте выступала рядом с живыми классиками – Е. ЕВТУШЕНКО, Р. РОЖДЕСТВЕНСКИМ, Б. ОКУДЖАВОЙ, Б. АХМАДУЛИНОЙ, А. ВОЗНЕСЕНСКИМ. Ее не пугал зал, каким бы огромным он ни был, она выходила на сцену бесстрашно и читала так, что ей рукоплескала многотысячная аудитория. Ее обожали, не отпускали со сцены, забрасывали цветами, задаривали подарками.

Очень быстро Инна Кашежева стала кумиром молодежи. В ней подкупало все – талант, искренность, пылкость, даже стиль в одежде. Те, кто был знаком с Инной Иналовной, отмечали, каким выразительным был взгляд ее черных горящих глаз. Она не только сочиняла и читала собственные стихи, но и переводила на русский язык других авторов. Кабардинского языка она не знала, переводила с подстрочника. Благодаря Инне Кашежевой советские читатели познакомились с работами кабардинских поэтов Зубера ТХАГАЗИТОВА, Анатолия БИЦУЕВА, Умара НОГМОВА и Бориса ГЕДГАФОВА. В 1973 году Инне Кашежевой была присуждена Государственная премия Кабардино-Балкарской АССР.

Поэтесса и литературовед Тамара ЖИРМУНСКАЯ вспоминала о времени, когда Инна Кашежева сотрудничала с газетой старшего поколения «Достоинство»: «За несколько месяцев она сделалась «золотым пером» нашего авторского актива. О чем бы ни писала - чужих тем для нее не было, - складывала свои эссе, мемуары, как стихи, выходила к людям открытая, без брони, делилась самым сокровенным. Если наши бедные читатели-пенсионеры (у многих не хватает денег даже на конверт и марку) присылали в редакцию свои отклики, то в основном Инне, искали понимания у нее, дарили ей свои книги. Сто сорок тысяч был тогда тираж у «Достоинства» – будем считать, что Инна Кашежева удесятерила против «лужниковского» число своих поклонников».

Песня не прощается

Впечатляющих успехов И. Кашежева достигла как поэт-песенник. На стихи талантливой поэтессы создано более 300 песен, которые исполняли Эдуард ХИЛЬ, Майя КРИСТАЛИНСКАЯ, Иосиф КОБЗОН, Владимир ТРОШИН, Клавдия ШУЛЬЖЕНКО и другие известные артисты. Песни на ее стихи с утра до ночи крутили на радиостанции «Юность». Ее пластинки и книги выходили немыслимыми по сегодняшним меркам тиражами.

Песни на ее стихи исполняли Алла ПУГАЧЕВА («Иду из кино»), Клавдия Шульженко («Крутится, вертится»), Муслим МАГОМАЕВ («Нет, так не бывает», «Атомный век»), Эдуард Хиль («Не встретимся»), Анна ГЕРМАН («Опять плывут куда-то корабли»), Майя Кристалинская («Дожди», «Лунный камень»), Иосиф Кобзон («Атомный век»). Музыкальные критики спорят, какая из песен самая известная, но одной из самых «народных» по праву была песня на ее стихи «Городок мой Нарьян-Мар», которую в разные годы исполняли Екатерина ШАВРИНА, Кола БЕЛЬДЫ и Ольга ВОРОНЕЦ. Летом 1964 года Инна Кашежева попала в творческую бригаду от радиостанции «Юность» в командировку в Нарьян-Мар. В составе звездного творческого десанта радиостанции были знаменитый композитор-песенник Григорий ПОНОМАРЕНКО, его супруга, молодая певица Екатерина Шаврина, юная Инна Кашежева, вокальный квартет «Аккорд», супружеская чета – композитор Александр КОЛКЕР и певица Мария ПАХОМЕНКО. Там родилась своеобразная песня-гимн о столице Ненецкого национального округа. По воспоминаниям очевидцев, вдохновившись поездкой в тундру, И. Кашежева написала песню за пять минут. Прозвучавшая на радиостанции «Юность», песня имела невероятный успех. На севере она стала поистине народной: скажите «Нарьян-Мар» и услышите отзыв: «городок не велик и не мал». Композиторы мечтали работать с ней, но она отказывала. Случай изменил все. В том же 1964 году Инне Кашежевой предложили отправиться в творческую экспедицию на морском лесовозе в Карское море. У 20-летней москвички захватило дух от невероятного простора. Стихотворение «Опять плывут куда-то корабли» она написала быстро и показала находившемуся в составе группы композитору Александру Колкеру, тем же вечером певица Мария Пахоменко исполнила ее в кают-кампании. Капитан записал песню на магнитофон и дал команду включить все динамики. Лесовоз входил в бухты на протяжении всей экспедиции под звуки новой песни И. Кашежевой. Когда поэтесса вернулась из экспедиции, песня уже звучала повсюду. Позже ее исполняли Анна Герман, Майя Кристалинская и Эдуард Хиль.

У композитора Аркадия ОСТРОВСКОГО возникла необычная просьба к поэтессе - написать стихи к уже готовой мелодии. Работа над текстом песни «Атомный век» далась ей тяжело, поэтому она зареклась писать стихи к эстрадным песням. Однако Островский сумел вновь ее уговорить. Чарующая музыка легла в основу нового шедевра - «Подари мне лунный камень». Сразу следом появился шлягер «Дожди», а последней совместной работой стали «Круги на воде». Три эти песни вошли в цикл «Полутона». Это было новое слово в музыке той эпохи. В этих песнях - глубина чувства, мысли и большая искренность. Нежные, лирические тексты, в полутонах, в них - трепетная молодая душа поэтессы и зрелое мастерство композитора. На радиостанции тысячами приходили письма, люди хотели их слушать вновь и вновь.

Стихи Инны Кашежевой о Балкарии столь же искренни и проникновенны, как и о Кабарде. В республике до сих пор остается популярной песня «Возьми меня в Балкарию» на слова Инны Кашежевой и музыку Биляла КАШИРГОВА: «Глаза твои не карие, глаза твои светлы. Зовут меня в Балкарию, где горы и орлы».

Кавказ давал силу и веру в будущее

В своей книге «Художественно-эстетическое измерение поэзии Инны Кашежевой» доктор филологических наук, заслуженный деятель науки КБР Светлана АЛХАСОВА пишет: «Возвышенность тона поэзии И. Кашежевой была задана с первых стихов ее первой книги. Не раз впоследствии она обращалась к горам Кавказа. И каждый раз выражала свое отношение к ним удивительными метафорами, сравнениями и образами. Живя в Москве, И Кашежева, все время скучала по горам, по Кавказу, так как была очень привязана к ним. Не всегда ей удавалось вырваться из московской суеты, бросить какие-то издательские обязанности, работу, друзей и поехать на Кавказ. Образ малой родины - Кавказа и образ отца в поэтическом пространстве И. Кашежевой едины. В стихотворении «У судеб, как у звезд, есть величины», написанном в 1965 году, есть пронзительные строки, адресованные отцу: «…Я знаю: горы родины заслонят меня, как плечи сильного отца». Яркая метафора «плечи сильного отца, словно горы», как нельзя лучше отражает восприятие отца не только как защитника дочери, но и как символ преданности родине, ее силы и незыблемости. Поэтесса никогда не забывала о своих родовых и этнических корнях, поэтому всегда возвращалась к любимому Кавказу. Он, Кавказ, оставался в ее сердце даже в самые сложные, последние годы жизни, давая ей силу и веру в будущее.

В последние годы жизни по состоянию здоровья поэтесса не могла посетить малую родину и с отчаянием и горечью писала, что хотела бы посетить свою родную Кабарду, попрощаться с ней. Но, к сожалению, ей это не удалось».

Память

Инны Кажешевой не стало в 2000 году. Она скончалась от сердечной недостаточности, ей было всего 54 года. Странное совпадение – композитор Аркадий Островский ушел из жизни в этом же возрасте. Исполнительница нескольких песен на стихи И. Кашежевой Майя Кристалинская умерла на 54-м году жизни.

Похоронена Инна Кашежева в Москве на Хованском кладбище, рядом с отцом и матерью. На могиле установлен памятник известного в республике скульптора Арсена ГУШАПШИ, он же установил бюст поэтессы в селе Каменномостском. По инициативе председателя Общества книголюбов КБР Натальи ШИНКАРЕВОЙ на пешеходной части улицы Кабардинской был установлен памятник того же скульптора - раскрытая книга из трех видов камня, на обложке которой профиль поэтессы, на страницах выгравировано знаменитое стихотворение об улице Кабардинской и изображены уходящие в перспективу старинные здания.

Моя грустная спутница –

Тишина.

Кабардинская улица

влюблена….

На Аллее поэзии в нальчикском парке на гранитной книге выбито потрясающе эмоциональной силы стихотворение поэтессы «Заговори, отец, по-кабардински». В музее средней школы №1 села Каменномостского открыта мемориальная доска поэтессе. В селе Бабугент Черекского района есть улица имени Инны Кашежевой.

Лилиана ШОРДАНОВА. Фото Тамары Ардавовой

 

Поделиться:

Читать также:

27.03.2024 - 10:08

ЖИВОЕ СЕРДЦЕ ПОЭТА

На прошлой неделе состоялась встреча студентов социально-гуманитарного института КБГУ с представителями Абхазского государственного университета - преподавателем кафедры абхазской литературы филологического факультета, поэтом Абзагу КОЛБАЯ и старшим преподавателем кафедры абхазской литера
27.03.2024 - 08:34

ВСЕ ТОЛЬКО ВПЕРЕДИ

На днях в МКОУ «СОШ №6» состоялась торжественная церемония закрытия муниципального профессионального конкурса молодых учителей «Открытие» в Нальчике. Организатор - департамент образования мэрии города.
27.03.2024 - 08:24

«КРОКУС СИТИ ХОЛЛ». 22.03.2024 СКОРБИМ

Новости о теракте в «Крокус Сити Холле» постепенно заполняли информационное пространство. Телевидение еще продолжало транслировать пятничные музыкальные шоу, но они казались все более неуместными.
22.03.2024 - 09:00

ЖИЗНЬ ХРУПКА, КАК ФАРФОР

Лалина СОКУРОВА преподает в музыкальной школе, любит печь шоколадные десерты и при любой возможности уютно устроиться в кресле с книгой. В литературе отдает предпочтение романам о разных эпохах, жизни обычных людей, сильных чувствах.
20.03.2024 - 11:31

ЧЕМПИОНАТ ПОВЫШАЕТ ПРЕСТИЖ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ

С 18 по 23 марта в Кабардино-Балкарской Республике пройдет региональный этап чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы». Федеральным оператором мероприятий чемпионата выступает Институт развития профессионального образования.