ГЛАВНАЯ   КОНТАКТЫ                                                                                                  ГАЗЕТА «ГОРЯНКА»

                         

МЕЧТЫ И РЕАЛЬНОСТЬ, ИЛИ ЖИЗНЬ КАК СОН

Русский драматический театр им. М. Горького 5 марта представил новый спектакль «Праздничный сон – до обеда» («Картины из московской жизни») по пьесе  А. ОСТРОВСКОГО. Постановка профинансирована в рамках ежегодного конкурсного отбора на соискание грантов Главы КБР в области театрального искусства по направлению «Постановка русской и мировой классики». Руководитель проекта и режиссер-постановщик спектакля – Мухамед ЧЕРКЕСОВ.

Это уже вторая пьеса русской классической драматургии в постановке театра им. М. Горького, затрагивающая трепетную тему жениховства, первая – «Женитьба» Н. ГОГОЛЯ. Новый спектакль является продолжением темы, но уже в масштабе мировоззрения «Колумба Замоскворечья» Александра Островского, который, следуя обличительной гоголевской традиции, вполне реалистично изображает быт, нравы, внутренний мир московских купцов, мещан и чиновников дореформенной России первой половины XIX века.

Пьеса является частью известной трилогии: «Праздничный сон – до обеда» (1857), «Свои собаки дерутся, чужая не приставай» и «За чем пойдешь, то и найдешь» («Женитьба Бальзаминова»,1861). Сквозным героем эпопеи является молодой мелкий чиновник Михайло Дмитрич Бальзаминов, проживающий со своей маменькой в купеческой замоскворецкой окраине. Воспитанный на русских сказках, народных приметах и суевериях, Мишенька Бальзаминов в отличие от его здравомыслящей матери слепо верит в чудеса и вещие сны. Им овладевает маниакальная идея прожить свою жизнь без труда и забот, не вкладывая в нее никаких личных умственных и физических усилий, кроме одного - непременно найти богатую купеческую дочь и жениться на ней, а дальше «все должно пойти как по маслу».

В первой части спектакля все шло, как и мечталось белокурому самовлюбленному Мише Бальзаминову. Мечты его как будто начали обретать свою земную реальность благодаря ушлой свахе Акулине Гавриловне Красавиной по прозвищу Говорилиха. «Явление» ее семье Бальзаминовых эффектно сыграно актрисой Аллой БЕЛОБОРОДОВОЙ и «закольцовано» музыкальной вставкой. Этот прием (выходы «божественной» купчихи Ничкиной, пронырливой Устиньки и «громоподобного» купца Нила Борисыча Неуеденова) режиссер использует в своей постановке, словно акцентируя значимость этих персонажей в дальнейшем развитии, но уже во внутренней сюжетной линии. Дальше эффект свахи почему-то снижается и она уходит в тень, хотя по пьесе именно сваха является главной движущей силой. «Эстафета» переходит к «многоопытной» и «аристократичной» Устиньке, которая всеми силами стремится осуществить благородную миссию освободительницы своей подруги от гнета ее отсталых и необразованных родителей.

Мишенька, еще не до конца уверовавший в свою удачу, ведет себя в гостях у Ничкиных несколько робко, боязливо, как всякий «маленький человек», вдруг оказавшийся в необычной обстановке обеспеченных и уверенных в себе людей. Благодаря Устиньке и страстному напору купеческой дочери молодой Бальзаминов постепенно теряет почву под ногами, начиная верить в свою счастливую планиду. Однако внезапный приезд к купчихе Клеопатре Ивановне Ничкиной ее брата, богатого бородатого купца Неуеденова, круто меняет ситуацию. Здесь режиссер воссоздает сцену воображаемого сна Мишеньки, который в знаменитом голубом плаще вновь воспаряет в своих мечтах, вовлекая в него всех участников. На сцене актеры во главе с героем пьесы, словно во сне, витают в его неземных мечтах, оседлав игрушечных лошадок разных мастей. Сцена получилась магической. Бальзаминову даже удается ввести в небольшой ступор своими россказнями прожженного прагматика купца Неуеденого, дядю Капочки. Однако «недолго музыка играла…» Стряхнув с себя наваждение, бывалый купец короткими, но точными вопросами обнажает перед окружающими социальную сущность жениха - «фертика во фрачке с пуговками», у которого «в одном кармане смеркается, а в другом заря занимается». Выразительна финальная сцена спектакля, демонстрирующая грандиозное фиаско сватовства Бальзаминова и жестокую реальность бытия. По одну сторону безмолвно сидящие за столом в своем убогом жилище, словно опущенные в воду, Бальзаминовы, по другую – ликующее купеческое семейство, жаждущее богатого жениха и напрочь забывшее несчастного Бальзаминова, в том числе и его несостоявшаяся пылкая невеста Капочка. Деньги тянутся к деньгам.

Режиссеру удалось создать хороший актерский ансамбль, где каждый играет в полную силу, стремясь передать атмосферу произведения, «аромат» купеческой среды 20-30-х годов XIX века.

 Впечатлила сочная, острохарактерная игра актрисы Альбины ЛУТФУЛИНОЙ. Ее Клеопатра Ивановна Ничкина - монументальный и внешне, и внутренне гротескный образ невежественной, сытой, властной, но по-своему добродушной московской купчихи, которая одна не в силах справиться с воспитанием темпераментной дочери Капочки.

По-старомосковски импозантен и внушителен купец Нил Борисыч в исполнении актера Аскера ШУКОВА. Его герой умен, проницателен, знает себе и другим истинную цену.

Приятно удивила яркая и темпераментная игра молодых актрис Анастасии СТОРОЖЕВОЙ (Устинька) и Марии ТОЛСТОВОЙ (Капочка), исполнивших роли закадычных подруг. Они были столь едины и противоположны одновременно в своей карикатурности, что невольно вызывали улыбки и смех зрителей.

В спектакле и в пьесе есть единственная женщина, беззаветно любящая своего незадачливого сынка в любой его ипостаси, – вдова Павла Петровна Бальзаминова в выразительном исполнении актрисы Ирины ОДИНЦОВОЙ.

Великолепна игра Алима СИБЕКОВА в роли Миши Бальзаминова. Актер сумел точно воплотить на сцене образ героя спектакля.

Нельзя не отметить трех актрис так называемого «третьего плана», внесших свою звучную ноту в успех спектакля, – Зарему ВАЛГАСОВУ в роли немолодой саркастичной кухарки Матрены, Лейлу Болову в роли озорной молоденькой горничной Маланьи и Надин Накову в роли Юши (Ефима) - вредненького, но обаятельного тринадцатилетнего сынка купца Неуеденова.

Спектакль «Праздничный сон – до обеда» в постановке режиссера Мухамеда Черкесова получился красочным, легким, веселым, но вместе с тем тонким и глубоким. Ироничная музыка, стилизованная под русскую народную, стала подлинным украшением спектакля. Ее автор – местный композитор и аранжировщик Артур ВАРКВАСОВ. Однако спектакль делают не только актеры, блистающие на сцене, не последнюю роль играют и люди «невидимого фронта», создающие декорации, бутафорию, реквизит, костюмы, парики и т.д. В этом плане профессионально работали сценограф Петр МАМБЕТОВ, художник по костюмам Рузана ДАЦИРХОЕВА, художники-оформители Муса КИБИШЕВ и Диана КАНУКОВА, постижер и гример Любовь БОРИСОВА, заслуженный работник культуры КБР.

В заключение хочется отметить, что классические литературные произведения, создававшиеся гениальными авторами в прошлые века и преследовавшие свою цель в отведенное для них историческое время, невольно транслируют в будущее проверенные временем человеческие ценности и жизненный опыт прошлых поколений.

В наше время тоже есть место «бальзаминовщине». Конечно, психология героя пьесы и современного молодого человека по уровню мировосприятия несопоставимы, но главная связующая нить между ними прослеживается и тянется в сегодняшний день. Это социальная и психологическая инфантильность – уход от реальности в мир иллюзий посредством современных гаджетов или других средств.

Лариса ХАЛИЛОВА. Фото Тамары Ардавовой

 

 

Поделиться:

Читать также:

12.04.2024 - 20:09

ПУТЕШЕСТВИЕ В ТАЙНЫ БЫТИЯ

Арсен ГАЛАТОВ о себе говорит, что быть фотографом - его профессия и состояние души. У него в арсенале несколько камер, поэтому, даже отправляясь туда, где, казалось бы, снимать не собирается, берет с собой небольшую камеру.
03.04.2024 - 10:29

О тех, кто совсем недавно жил и любил

Возможно, в настоящее время самый востребованный спектакль в Московском театре Олега Табакова - «Охота жить» по рассказам Василия ШУКШИНА.
29.03.2024 - 09:42

ПОСЛЕДНЯЯ ПЕСНЯ

Ирина КАПКОВА работает специалистом отдела продаж торговой марки, имеет разряд по плаванию и любит кулинарить по выходным. В работе придерживается принципа «сделай все качественно и вовремя», поэтому максимально собранна и продуктивна.
27.03.2024 - 10:08

ЖИВОЕ СЕРДЦЕ ПОЭТА

На прошлой неделе состоялась встреча студентов социально-гуманитарного института КБГУ с представителями Абхазского государственного университета - преподавателем кафедры абхазской литературы филологического факультета, поэтом Абзагу КОЛБАЯ и старшим преподавателем кафедры абхазской литера
22.03.2024 - 09:00

ЖИЗНЬ ХРУПКА, КАК ФАРФОР

Лалина СОКУРОВА преподает в музыкальной школе, любит печь шоколадные десерты и при любой возможности уютно устроиться в кресле с книгой. В литературе отдает предпочтение романам о разных эпохах, жизни обычных людей, сильных чувствах.