МОЯ ЖИЗНЬ – ОТРАЖЕНИЕ ЛЮБВИ К РОДНОМУ ЯЗЫКУЕжегодно 14 марта черкесский мир отмечает День родного языка и письменности. Праздник был утвержден в 2000 году в честь выхода в свет в Тифлисе 14 марта 1853 года первого «Букваря черкесского языка». В век стремительной глобализации эта дата особенно актуальна. Обретение адыгами письменности сыграло огромную роль в сохранении и развитии национальной самобытной культуры нашего народа. Поскольку в нем отражаются обычаи, традиции, быт народа, его красота и сила души. Важную роль в вопросе популяризации родного языка в столь непростое время общество возлагает на учителей. Магистрант Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова по направлению «адыгская филология», учитель кабардино-черкесского языка и литературы школы №28 г. Нальчика Азида ХАНДОХОВА считает, что миссия учителя - открыть ребенку двери в мир истории и культуры, показать величие и богатство его родного языка. - Я выбрала профессию учителя кабардино-черкесского языка и литературы осознанно. Любовь к родному языку была заложена еще в детстве. Выросла в патриотической национальной семье, где любят и ценят свою страну, Родину, свой народ. Вся моя жизнь – отражение любви ко всему национальному и адыгскому – культуре, народу и языку. Я не учу кабардино-черкесскому языку, я живу им. С детства видела себя только в роли учителя. «Учитель – тот, кто стоит у истоков души ребенка». Такую фразу я однажды услышала, и она глубоко засела в моем сознании. А человеком, который помог мне найти себя и определиться с выбором будущей профессии, стала учитель кабардино-черкесского языка и литературы в селе Баксаненок Мара ЕРИЖОКОВА. На уроках Мары Асланбиевны поняла, что хочу связать свою жизнь со школой. Многое из своих профессиональных навыков позаимствовала у нее. По окончании школы поступила в Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова на специальность «филолог», профиль – «кабардино-черкесский язык и литература, русский язык и литература». Сейчас продолжаю учебу в магистратуре по направлению «адыгская филология». Моим главным наставником и педагогом является мой научный руководитель Альбек АБАЗОВ. Бесконечно благодарна Альбеку Чамировичу за участие, за его мудрые советы, которые давал и продолжает давать. Под его руководством успешно участвовала во многих конкурсах. В прошлом году в соавторстве с ним представила книгу «Зарамук Кардангушев: неизвестная пьеса «Андемиркан», данные для составления которой были взяты из Российского госархива литературы и искусства, которые до этого не анализировались. Альбек Чамирович стал не только моим главным учителем, но и хорошим другом и наставником на всю жизнь. Особое место в моей педагогической деятельности занимает и Светлана АШИНОВА - директор школы № 28 г. Нальчика, где я сейчас работаю. Светлана Адамовна поддерживает творческих и неравнодушных учителей. Человек удивительно скромный, внимательный, вежливый и справедливый. Под ее руководством сейчас готовимся к профессиональному конкурсу молодых учителей «Открытие». Уроки нравственности - К большому сожалению, сегодня молодое поколение плохо владеет родным языком, не хочет изучать его. В этом обвиняют в первую очередь учителей. Но это неправильно. Изучение родного языка является плодотворным, если начинается в семье. Именно мать является для ребенка первым учителем. Не случайно родной язык называют «анэдэлъхубзэ» - «языком матери». Некоторые ученики и даже взрослые люди говорят: «Зачем нужно сохранять родной язык? Мы и на русском можем общаться». Это означает, что у них нет чувства гордости за свой язык и за свой народ. Поэтому своей главной задачей считаю содействовать в его сохранении и развитии. На уроках кабардино-черкесского языка использую материалы и тексты, в которых идет речь о доброте, человечности, милосердии, совести, любви к Родине, которые побуждают учащихся не только думать, но и формировать нравственные позиции. Считаю уроки языка и литературы уроками нравственности. Именно на это обращаю внимание детей. Мои ученики любят слушать стихи наших поэтов на родном языке. Меня всегда волновал вопрос, как пробудить интерес детей к родному языку. Считаю, что необходимо учить их выражать свои мысли на родном языке. Планы - Ближайшие планы – успешно выступить на конкурсе профессионального мастерства «Открытие», поделиться своими знаниями и впитать опыт других участников. А самое главное - окончить магистратуру и продолжить обучение в аспирантуре. Хочу довести до конца свою научно-исследовательскую работу по теме «Образ Андемиркана в северокавказской драматургии». Это моя квалификационная и магистерская тема. Ну и, конечно, работать на благо своего народа, прожить каждый день с любовью в сердце к нему и языку, делясь этим чувством с детьми. Алена КАРАТЛЯШЕВА. Фото Тамары Ардавовой
Поделиться:Читать также:
|