КЛЮЧ ОТ ТАЙНЫСо школьной скамьи Артем КАСУМОВ мечтал поступить в летное училище. По состоянию здоровья от карьеры летчика пришлось отказаться, выучился на инженера-конструктора, чтобы быть поближе к мечте. В любые времена, тяжелые и светлые, по словам Артема, хорошая книга в жизни может стать утешением и спутником, поэтому читает он каждый день при любой возможности. - Взял бы на необитаемый остров современное произведение «С ключом на шее» автора Карины ШАИНЯН. Роман непростой, заставляющий испытать гамму противоречивых эмоций. Место действия – Богом забытый городок на Дальнем Востоке, куда можно добраться только по воздуху. Время действия – промежуток примерно с середины 1980-х до середины 2010-х годов. Доцент кафедры этнографии - 40-летняя Яна Нигдеева берет срочный отпуск в разгар сессии, получив тайное послание из прошлого. Она должна вернуться в город О., где прошло ее безрадостное детство, чтобы закончить дело, с которым, кроме нее, никто не справится. Временные пласты в романе переплетаются, ощущение, будто собираешь по кусочкам пазл. Линия может поменяться всего лишь на пару предложений, а потом снова вернуться к настоящему. В общем, читать нужно на пределе внимания. Вместе со взрослой Яной снова переживаешь то, что произошло с ней тридцать лет назад, от таких воспоминаний как минимум может стать нехорошо. Янка, Ольга и Филька –дети «с ключом на шее», как называли тех, кто большую часть времени проводил на улице. Ключ буквально висел на веревочке, чтобы не потерять. Взрослые общаются с ними исключительно посредством криков, подзатыльников и угроз. Столкнувшись с неизвестной силой, дети пытаются справиться с ней в одиночку. Однажды друзья спасли в лесу раненого парнишку, но довольно быстро поняли, что новый друг, которого они прозвали голодным мальчиком, опасен. Многие определяют жанр «С ключом на шее» как триллер или хоррор и даже сравнивают его с «Оно» Стивена КИНГА. Общего в сюжетах на самом деле много. Действие разворачивается на отрезанном от большой земли клочке суши. Замкнутое пространство – одна из главных составляющих любого ужастика. Но я бы сказал, что это все-таки магический реализм, причем его в романе гораздо больше, чем магии. Тайна навеяна самим местом – крохотным островом из песчаника и соли, местом притяжения романтичных геологов и этнографов. Но все остальное происходящее – вовсе не тайна. Это знакомая до оскомины ситуация семейного насилия, возведенного в ранг нормы. Именно поэтому для меня роман – в первую очередь неприятная, но до последней детали узнаваемая картина жизни советских семей на закате империи. Когда узнаешь висящий на видном месте ремень и взрослый говорит: «Принеси ремень», понимаешь, что за этим бывает. В книге много осязательных и обонятельных ощущений, помогающих погрузиться и прочувствовать. Быстро понимаешь, что моменты, в которых повествование переключается между временными линиями, отнюдь не случайны и тоже работают на замысел автора. Конкретных пугающих моментов нет, есть сцены с повышенным уровнем напряженности и постоянное волнение - ощущение туманности, все время кажется, что происходящее в произведении исчезнет и растворится. Так и происходит - сцена заканчивается, герои не договаривают нескольких слов, которые прояснили бы сюжет; или действие прерывается и читателя переносят к другому герою или в другое время. Структура книги бесподобная - повествование как полотно, которое вяжется одновременно из нескольких точек во все стороны и в итоге становится цельным. Герои хорошо прописаны, живые, понятные, к ним проникаешься симпатией. Произведение можно разобрать на цитаты. Считаю, что это одна из самых сильных вещей, с которыми я познакомился за последний год. Рекомендую «С ключом на шее» к прочтению, потому что автор ко мне этот ключ подобрала. Лилиана ШОРДАНОВА. Фото Тамары Ардавовой
Поделиться:Читать также:
|