АМИНАТ УРУСОВА – ПАССИОНАРИЙ КАРАЧАЯВ Доме-музее известного карачаево-балкарского просветителя, общественного деятеля, поэта, художника Ислам-бия КРЫМШАМХАЛОВА в г. Теберде Карачаево-Черкесской Республики состоялись 15-е «Крымшамхаловские чтения». Мероприятие, ставшее традиционным, направлено на признание и оценку тех, кто внес ощутимый вклад в развитие культуры карачаево-балкарского народа. Форум проводится ежегодно в день рождения просветителя и завершается церемонией награждения лауреатов медалью Ислам-бия Крымшамхалова (1864-1910). Награда присуждается в пяти номинациях – «Искусство», «Литература», «Наука», «Экономика», «Общественная деятельность», в тех сферах, в которых наиболее ярко проявил себя И. Крымшамхалов. В этом году в номинации «Литература» медали удостоена ведущий научный сотрудник сектора карачаево-балкарской литературы ИГИ КБНЦ РАН Фатима УЗДЕНОВА за «важный вклад в развитие биографического жанра – монографию, посвященную жизни и творчеству А.М. Урусовой». Аминат Мудалифовна УРУСОВА (1911–1995) – карачаевский поэт, прозаик, общественный деятель. Автор книги мемуаров «Воспоминания о современниках», поэтического сборника «Умолкнувшая скрипка», романа-дилогии «Айсанат», ряда рассказов, повестей, очерков, литературно-критических и публицистических статей, перевода на карачаево-балкарский язык «Каштанки» А. ЧЕХОВА. Внесла неоценимый вклад в становление критической мысли и мемуарного жанра в карачаевской литературе. Стихи А. Урусовой вошли в антологии карачаевской поэзии и поэзии народов Северного Кавказа. Имя А. Урусовой увековечено мемориальной доской на Аллее знатных людей Карачая. О том, как шла работа над монографией и какую роль в ее судьбе сыграла А. Урусова, рассказывает автор исследования Фатима Узденова. Сегодня ситуация во многом повторяется - Номинация на престижную награду – медаль имени известного карачаево-балкарского просветителя, общественного деятеля, поэта, художника Ислам-бия Крымшамхалова за монографию, посвященную жизни и творчеству Аминат Урусовой, – для меня большая честь (собственно, что может быть ценнее признания своего народа). Правда, считаю, что это оказанное внимание прежде всего самой личности Аминат Урусовой и уж потом исследованию ее общественной и литературной деятельности. В 2006 году газета «Горянка» опубликовала статью об А. Урусовой «Жизнь, подаренная людям». Думаю, символично, что спустя почти два десятилетия именно в этой газете освещаются аспекты уже монографического труда о ее творчестве. Выражаю признательность за глубокое понимание важности ее подвижнической деятельности на благо народа, страны и общества. Надо заметить, что сегодня ситуация во многом повторяется: народы входят, так сказать, в «зону турбулентности». Совершенно новая цивилизационная среда требует осмысления на новых мировоззренческих основаниях. И все-таки почему объектом исследования выбрана именно Аминат Урусова? Потому что была в числе тех, кто всецело посвятил себя служению своему народу, была гуманистом, патриотом, высокообразованным и культурным человеком и при этом сохранила горское этикетное начало; много ценного, в том числе знаний об этико-эстетических представлениях карачаевцев, можно почерпнуть из ее произведений. Свидетельством уважения к ней и даже восхищения послужил тот факт, что после выхода ее романа-дилогии, в котором отражена судьба горянки через призму историко-культурных преобразований в Карачае, многих девочек назвали именем героини (достаточно редким) – Айсанат. Еще один аспект – речевое богатство. Для меня было приятным осознание того, что ученые-языковеды в своих исследованиях обращаются к ее текстам с точки зрения выявления гаппаксов (редко употребляемых слов), синтаксических конструкций, приемов художественного описания; ряд контекстуальных примеров из ее романа включен в Универсальный словарь карачаево-балкарского языка. О работе над монографией - Тот факт, что Аминат Урусова - моя бабушка, мать моего отца, уже оправдывает мой интерес к ее творчеству, но главное – это ее весомый вклад в развитие культуры карачаевского народа. Судьба уготовила ей, одной из немногих, сложную, но поистине высокую миссию – быть в авангарде национально-просветительского движения новой советской эпохи, содействовать подъему национальной культуры и образования. Сложность заключалась в том, чтобы избежать соблазна гиперболизации, рафинизации, соблюсти нормы подачи фактического материала. С другой стороны, чувство ответственности и причастность к некоторым фактам жизнеописания, а также привлечение архивных материалов, периодики и фотоподтверждение позволили быть объективной. Монография научная, структурно включает биографический контент и жанрово-стилевые модификации. Биографический нарратив - Деятельность Аминат Урусовой была предопределена ее воспитанием и обстоятельствами эпохи. Атмосфера, царившая в родительском доме, общение с высоконравственными и культурными людьми были благодатной почвой, на которой происходило духовное становление юной Аминат. Ее отец - Мудалиф Камашевич УРУСОВ (1885-1937) был представителем передовой интеллигенции Карачая, видным общественно-политическим деятелем, делегатом Съезда горских народов Терской области во Владикавказе (ноябрь, 1920). В мае 1921 года был избран в состав исполкома окружного Совета трудовых горских депутатов, по сути, стал членом регионального правительства автономного Карачая. Авторитетный руководитель, замечательный семьянин, всем детям (их было шестеро) дал достойное образование. В 13 лет Аминат поступает в Пионеркоммуну при Коммунистическом университете трудящихся Востока имени Сталина, специфическое детское учебное заведение, готовившее пионерских работников областного масштаба. Старшие пионеры этой коммуны, в их числе и ее брат Хаджи-Мурат УРУСОВ, были составителями макетов первых номеров газеты «Пионерская правда». В 15-летнем возрасте (причем это был исключительный случай – принимали, как правило, с 18 лет) Аминат становится студенткой Ленинградского рабфака. Здесь всесторонне проявляются ее природные дарования, в том числе в живописи, на литературном поприще; участвует в театральных постановках, посещает литературные вечера, на которых выступали В. МАЯКОВСКИЙ, А. АХМАТОВА и С. ЕСЕНИН. По возвращении на родину в 1930 г. начинается ее насыщенная общественно-трудовая деятельность в должности председателя областного бюро юных пионеров, затем зав. женотделом Малокарачаевского окружного (районного) комитета. В 1931 году А. Урусова участвует в работе съезда руководителей женских отделов Юга России в Ростове-на-Дону. С ее мнением считались, о ней говорили, писали, воспевали ее красоту и смелость. Деятельность А. Урусовой в газете – особая тема. С первых статей и рецензий в национальных и региональных газетах начинается становление жанра литературной критики в карачаевской литературе, и А. Урусова безоговорочно была в числе пионеров. С 1934 по 1937 год являлась ответственным секретарем газеты «Къызыл Къарачай» («Красный Карачай») – главного печатного органа области. Выступала как публицист, литературный критик, автор произведений. Ее литературно-критические статьи, посвященные творчеству поэтов Д. БАЙКУЛОВА, А. УРТЕНОВА, прозаика Х. АППАЕВА и других, по сути, одни из первых работ, написанных в жанре литературной критики. В 1937 году был репрессирован отец Аминат Урусовой, а родные подверглись гонениям. Аминат была вынуждена выехать с семьей в Азербайджан. Второй удар – депортация народа в Среднюю Азию. Но и это тяжелое обстоятельство не сломило ее. Волевая, целеустремленная, профессионально подготовленная, она работала в должностях плановика-экономиста, финансиста и старшего экономиста в райпотребсоюзах и совхозах Киргизии и Казахстана. По возвращении на Кавказ продолжила работу по специальности – стала главным экономистом совхоза «Карачаевский». Являлась членом краевого правления научно-технического общества сельского хозяйства. Параллельно занималась научно-педагогической деятельностью: читала лекции на факультете экономики народного университета, писала рецензии на дипломные и диссертационные работы и при этом не переставала заниматься литературным творчеством. О личности - Она была честной и благородной, обладала широким кругозором, была высокообразованной (имела два высших образования), начитанной, великолепно рисовала, играла в шахматы. По воспоминаниям родственницы А. Урусовой - 3емфиры Харшимовны УРУСОВОЙ: «…это был человек разносторонне развитый…Всего и не перечесть… Аминат вышла замуж за человека тоже из интеллигентной и знатной семьи. Салих УЗДЕНОВ, ее муж, был инженером по образованию и очень хорошим человеком. Оба они хорошо говорили и писали на арабском. …Как сейчас помню одну историю: в Карачаевск приезжал один из лидеров Болгарской компартии ДИМИТРОВ, в честь него перед гостиницей города устроили национальные танцы. Я не помню партнера Амины, но она красиво исполняла национальный танец, и Димитров кинул ей под ноги золотую монету». Ценное научное подспорье - Большую популярность и признание ей принесла изданная в 1975 году книга мемуаров «Ёмюр танышланы сагъыныу» («Воспоминания о современниках»), для исследователей – историков, этнографов и литературоведов она явилась ценным научным подспорьем. Это первая в карачаевской литературе книга о деятелях культуры и искусства Карачая, написанная по канонам мемуарного жанра. В нее вошло одиннадцать очерков о выдающихся личностях, внесших вклад в дело становления и развития духовной культуры народа, в их числе Ислам ХУБИЕВ (КЪАРАЧАЙЛЫ), видный общественный деятель, публицист, имя которого вошло в Литературную энциклопедию под редакцией А. ЛУНАЧАРСКОГО; Асхат БИДЖИЕВ, поэт, переводчик, хирург, первый из карачаевцев кандидат медицинских наук; Исса КАРАКОТОВ, один из основоположников карачаевской поэзии, Азрет УРТЕНОВ, талантливый поэт и прозаик; Хасан АППАЕВ, автор первого карачаевского романа «Къара кюбюр» («Черный сундук»). В издание не вошла глава об одном из известных карачаевских просветителей Исмаиле АКБАЕВЕ (Чокуна-эфенди), ее первом учителе родного языка, авторе первого учебника «Ана тил» («Родная речь»), изданного в 1916 г. в Тифлисе. Объяснялось это религиозной деятельностью последнего, не приветствовавшейся в эпоху социалистического устройства. Тем не менее очерк об И. Акбаеве лег в основу статьи А. Урусовой «Халкъны сыйлы уланы» («Достойный сын народа»), опубликованной 25 июля 1990 г. в газете «Ленинни байрагъы» («Ленинское знамя»). Умолкнувшая скрипка - В 1978 году издается поэтический сборник «Согъулмагъан къыл къобуз» («Умолкнувшая скрипка»), в который вошла одноименная поэма о ее брате - Исхаке Урусове, погибшем на фронте, – музыканте, композиторе, основоположнике карачаевской музыкальной фольклористики. Поэма насквозь биографична: чувствуется, что писал ее человек, глубоко переживший безвременную кончину близкого. Автор знакомит с линией судьбы одаренной личности – с детских лет и до дня героической гибели в Великой Отечественной войне. Поскольку прототипом героя является ее брат, его судьба и легла в основу произведения. С детства проявляющий незаурядные способности в живописи и музыке, Исхак в 1929 году, выпросив у родителей разрешение, вместе со старшей сестрой Аминат, обучавшейся на Кубанском рабфаке, едет в Краснодар. Там знакомится с пожилым музыкантом Сергеем, разглядевшем в мальчике-горце недюжинные музыкальные способности. Историю судьбоносного для Исхака знакомства поведала мне бабушка: «В последних числах сентября 1929 года Исхак услышал звуки скрипки, доносившиеся из соседнего дома, и насторожился. Бабуля (хозяйка квартиры, у которой они снимали комнату) пояснила, что владельцем дома является пожилой скрипач, в прошлом известный музыкант, переживший всю свою многочисленную семью, и что игра на скрипке является его единственной утехой. Я заметила, что Исхак, всегда дисциплинированный, стал опаздывать на обед почти на час; пойдя навстречу, увидела его у ворот Сергея. Скрипач же по лаю собаки в одно и то же время догадывался о присутствии человека… Однажды решился выйти, и каково было его изумление, когда он увидел мальчика, прильнувшего к калитке. Сергей завел его в дом и исполнил для него чудесную мелодию. Заметив, как игра потрясла Исхака, сам растрогался и воскликнул: «Так это чудо! Перед моими глазами стоит мальчик, так глубоко уходящий в музыку!». … Расставание с маэстро произошло в мае 1930 г. На прощание учитель подарил своему подопечному самое дорогое, что у него было, – скрипку и завещал: «Пусть освещает ярко аулы /Огонь, зажженный в этом граде,/И не сходит Исхак с широкого (начертанного ему) пути». Начавшаяся война кардинальным образом изменила судьбу героя… Удивительно, что за столь короткую жизнь (ему было всего 25) Исхак дважды обессмертил свое имя: отдав жизнь за счастье народное и в тот миг, когда, выучившись нотной грамоте и игре на струнных инструментах у скрипача Сергея (о чем повествуется в поэме А. Урусовой), впервые в истории народа осуществил нотную запись музыкального наследия карачаевцев и некоторых народностей Северного Кавказа - организовал первый в истории сводный оркестр при Доме культуре Микоян-Шахара, создал вместе со своим другом - известным драматургом Ш. ЭБЗЕЕВЫМ первый областной ансамбль песни и пляски, художественным руководителем которого являлся до ухода на фронт в 1941 г. Издать подготовленную к печати рукопись Исхак Урусов не успел – началась война. Позже за него сделает это сестра Аминат. Долгое время семья не имела сведений о нем, за исключением того, что он пал в боях за Сталинград. Тщетны были старания установить обстоятельства гибели и место его захоронения. Лишь спустя почти полвека после публикации в газете «Ленинское знамя» статьи В. САВИЦКОГО «Комбат Урусов» появилась надежда на получение достоверной информации о нем. Отчетливо помню тот день зимой 1983-го. Принесли корреспонденцию. Протягиваю газету бабушке. Какое-то время стоит приглушенная тишина. Наверное, читает. И вдруг: «Это он, он!» – Кто он? – гул самосвала за окном не дает сосредоточиться. – Мой храбрый брат Исхак! Пробегаю глазами начальные строки: «Комбат Урусов. Это имя мы впервые услышали…» Сегодня память И.М. Урусова увековечена там, где пролита его кровь и покоятся его останки. В музее боевой славы «Сталинградская битва» имеется стенд с портретом и биографическими сведениями о нем. В 1982 году стараниями сестры увидела свет книга И. Урусова. «Къарачай халкъны музыкасы» («Народная музыка Карачая»), которая по достоинству оценена знатоками и поклонниками музыкального искусства. Не могу умолчать о достойных потомках героя. Его сын - Арсен Исхакович УРУСОВ с супругой Тамарой Шахангиреевной, высококвалифицированные врачи, добропорядочные люди, пользовавшиеся большим уважением, проживали в Нальчике. Сейчас в Нальчике со своей семьей живет внучка Исхака - Фатима Арсеновна УРУСОВА, адвокат, именем прадеда назван ее старший сын. Вторая внучка - Айшат живет в Ростове-на-Дону, по специальности – врач-психиатр, психотерапевт. Ольга КАЛАШНИКОВА
Поделиться:Читать также:
|