ИСТОРИИ ГОРОДКАМедсестра санаторно-курортного учреждения Айза КАЛМЫКОВА вспоминает, что даже в детстве читала не сказки, как все дети, а рассказы русских писателей. - Я - поклонник дробного чтения и малой формы, очень люблю локальную прозу, - говорит она. – Основу моей домашней библиотеки составляют сборники рассказов, повести отечественных и зарубежных писателей. - Взяла бы на необитаемый остров сборник Натальи БАКИРОВОЙ «Дальний лог. Уральские рассказы». Это настоящая находка, редкий экземпляр современной литературы, написанной в классической манере. В «Дальнем логе» автор ведет нас от рассказа к рассказу, пишет линии судеб своих героев. В итоге получается причудливый узор, искусно созданный лоскут художественного пространства. Сюжет большинства рассказов разворачивается внутри небольшого уральского города Баженова. Линии судеб героев неожиданно пересекаются и от рассказа к рассказу обрастают новыми подробностями. «Уральский Баженов похож на любой другой провинциальный городок, сосредоточенный вокруг единственного предприятия. Но жители Баженова знают: если смотреть на небо, однажды увидишь, как сквозь тучи пробивается луч и становится солнечно и ласково», - говорится в аннотации. Герои рассказов - обычные люди, такие же, как окружающие нас. Работяги Егорыч, Савка и Савич, оставшиеся лепить пельмени на вахте в новогоднюю ночь, засунувшие по традиции в один пельмень клюкву на счастье, сторож садика по фамилии Королевич, который ходил сюда в детстве, да так и прилип к этому месту на всю жизнь, сотрудница редакции местной газеты Аня и ее подруга Галка Ошева, мечтающие наперекор всем невзгодам открыть магазин сувениров. Они грезят о счастье, стремятся к любви, сталкиваются с неразрешимыми проблемами, принимают сложные решения, но остаются собой. У каждого свои заботы: как заставить себя ходить в школу, где тебя ежедневно травят; как показать однокласснику свои чувства; как справиться с порывами безотчетного гнева, когда готов растерзать и разрушить все, что дорого и ценно; что подарить племяннице на день рождения: растение с громким названием «Императрица» или мамину хрустальную вазу; как организовать свидание двум одиноким людям, которые и не помышляли об отношениях. Возможно, герои не задаются сложным вопросом, для чего мы живем, но своими решениями и поступками отвечают на него убедительно и честно. В их действиях нет пафоса, но есть житейская мудрость и «сложная», выстраданная простота. Простые истории, понятные, бытовые, тем и привлекательные, что отзываются каким-то теплом в душе. Будто приехал после долгой разлуки в родительский дом, вышел на улицу, где знаешь каждый закоулочек с детства, и, встречая по пути соседей, спрашиваешь, как они жили, пока вас долго не было. Бесспорно, стоит отметить писательский талант, без которого невозможно зацепить душу рассказом в несколько страниц. «Большая комната с окнами на юг, между окнами растет в кадке невиданное дерево фикус, с листьями большими и кожистыми, похожими на гладкие лапы. Вверху лапы упираются в потолок – фикус-атлант держит здешнее небо. Под этим небом поднимаются вверх дома-стеллажи. Когда ходишь между ними, от одного запаха старых страниц, книжного клея и сухой пыли становится легче на душе». Автор дает возможность прочувствовать и прожить каждую ситуацию. Веришь также в то, что каждый герой обретет, наконец, свое счастье, пусть даже за пределами произведения. Манера повествования напоминает уральские рассказы Павла БАЖОВА. Возможно, именно поэтому город, в котором происходят основные события, имеет созвучное название. Фольклорных мотивов в рассказах сборника не прослеживается, но ритм повествования задает особое настроение, которое тянется от рассказа к рассказу, что создает целостное восприятие. Лилиана ШОРДАНОВА. Фото Тамары Ардавовой
Поделиться:Читать также:
|