ВСЕЛЕННАЯ ЗАЙНЫ ЭЛЬ-САИДВ павильоне современного искусства г. Нальчика проходит персональная выставка Зайны ЭЛЬ-САИД «Коды родной культуры». В Кабардино-Балкарии художница уже известна. Первая ее выставка – «Сны о Черкесии» состоялась в 2017 году, вторая, «Параллельные миры», - в 2019-м, «Я иду из-за горы Каф» - в 2021 г. Иорданская художница черкесского происхождения Зайна Эль-Саид (черкесская фамилия - КАРАГУЛ) хорошо знает историю своих предков. В семье старшие общались на родном языке, готовили национальные блюда и рассказывали о далекой родине на Кавказе. Образы, которые она видит вокруг себя, представление о родной земле, людях и событиях складываются в сюрреалистические полотна, выполненные в технике коллажа. Мотивы на грани сна и яви. Целостный образ при ближайшем рассмотрении складывается из больших и малых деталей, каждая из которых несет акцентную или вспомогательную информацию. Нынешняя ее экспозиция отличается от предыдущих более выраженным национальным нарративом. В ней нет обилия ярких фонов, в целом цвета приглушены и более сдержанны. Тем не менее сохраняется очевидное смешение восточной культуры с кавказской. В мотивах полотен много прямых отсылок к героям нартского эпоса, мифов и сказаний. «Мэзгуащэ/ Богиня леса», «Леди Лашин», «Мэзытхьэ/ Бог леса», «Охотница на луну» становятся героями сюжетных картин, основанных на древних историях и чувствах художника. Иногда емкая фраза выбирается в качестве названия для картины, но оставляет пространство для мысли - «Не живи наполовину», «Оттенки бессмертия», «Къыздэкlуэ/ Пойдем со мной». Мужские образы наделены благородством, мудростью и отвагой. Будь то собирательный образ героя или мифологического духа, художник транслирует квинтэссенцию многовекового знания, хранимого народом. Женские образы сдержанные и одновременно выразительные, наделенные благородной красотой хранительницы тонкого национального искусства. Детализации мужского и женского костюмов уделено особое внимание. Их элементы становятся частью окружающего пространства, символы переносятся на объекты природного мира. - Зайна обозначает, что представленные работы новые, но для нас есть некий жанр и стиль, в котором она давно работает, с узнаваемым почерком, - отметила дизайнер Мадина САРАЛЬП. - Это знаково-семиотическая система, бессознательно понятная каждому человеку независимо от того, в какой точке мира он находится. Зная нашу культуру – адыгскую и общекавказскую, Зайна несет в себе гены своих дедушек, бабушек, прадедов и прабабушек – выходцев из разных этнических групп, хотя позиционирует себя черкешенкой. Родилась и выросла в восточной культуре, что можно наблюдать в том, как она синхронизирует все системы своих знаний. За этой кажущейся простотой – глубинные смыслы, которые легко считываются. Через свои полотна Зайна отвечает на вопрос: «Кто я?», а у нас есть возможность узнать, кто мы в этом мире. Рассказать и пересказать это невозможно. Нужно это прочувствовать и принять как знаковую систему. Ляна Батырова. Фото Тамары Ардавовой
Поделиться:Читать также:
|