В НАЛЬЧИКЕ ЗАВЕРШИЛСЯ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬМеждународный театральный фестиваль «Южная сцена» («Горянка», №42, 2025 г.) подарил зрителям Кабардино-Балкарии бесценную возможность увидеть выдающиеся постановки, окунуться в мир классических и современных произведений. Второй день фестиваля запомнился зрителям благодаря спектаклю Чеченского государственного драматического театра им. Х. Нурадилова «Кровавая свадьба» по одноименному произведению Ф.Г. ЛОРКИ. Потрясающая постановка Романа МАРХОЛИА, насыщенная метафорами и смыслами, побуждала зрителей искать подсказки в спектакле. В произведении Лорки простая фабула любви и мести пронизана поэзией, музыкой и общей атмосферой мифа: это и Луна (Шамиль АЛХАНОВ), что поднимается над лесом и льет свой зловещий свет на кровавую дуэль соперников, и нищенка (Джамиля ШАХБАЗОВА), которая пророчит скорую смерть, и рок, незримо нависающий вместе со словами матери, посылающей проклятие ножам. Благодаря работе сценографа Владимира КОВАЛЬЧУКА и художника по костюмам Фагили СЕЛЬСКОЙ на сцене воплотился образ андалузской деревни и семей, связанных общей болью. Бесспорно яркими получились образы главных героинь – матери (Хава АХМАДОВА) и невесты (Фатима МИЗИЕВА). В третий день фестиваля Южно-Осетинский государственный драматический театр имени Коста Хетагурова с успехом представил спектакль «Вечно живые» по пьесе Виктора РОЗОВА в постановке режиссера Казбека ДЖЕЛИЕВА. Постановка была приурочена к 80-летию Великой Победы. В пьесе показана фронтовая жизнь и жизнь в тылу через историю одной любви, в которую безжалостно вторглась война. Четвертый день работы «Южной сцены» начался с «круглого стола» «Развитие национальных драматических театров в современных условиях». В результате выступлений участников «круглого стола» и обмена мнений были определены основные направления: 1. Разработать и внедрить систему поддержки национальных драматических театров, учитывающую их региональную специфику, творческий потенциал и вклад в сохранение и популяризацию национальной культуры. Предусмотреть возможность целевых постановок, ориентированных на национальную драматургию и фольклор, а также гастрольную деятельность. 2. Содействовать повышению квалификации и переподготовке кадров для национальных драматических театров. Организовать стажировки в ведущих театральных центрах России, мастер-классы и тренинги с привлечением признанных экспертов. 3. Инициировать создание единого информационного пространства национальных драматических театров, которое позволит обмениваться опытом, информацией о репертуаре, кадровом потенциале и инновационных подходах к творческой деятельности. 4. Активизировать работу по популяризации национального театрального искусства среди молодежи, используя современные коммуникационные технологии и форматы. Проводить театральные фестивали, конкурсы и образовательные программы для школьников и студентов. Создавать молодежные театральные студии и лаборатории при национальных драматических театрах. С учетом состоявшегося обсуждения и высказанных предложений участники «круглого стола» рекомендуют: 1. Министерству культуры Российской Федерации разработать и утвердить комплексную программу поддержки национальных драматических театров, предусматривающую увеличение финансирования, выделение грантов на постановку новых спектаклей, поддержку гастрольной деятельности и повышение квалификации творческих и административных кадров. 2. Региональным органам управления культурой разработать собственные программы поддержки национальных театров, учитывающие специфику и потребности каждого региона. Предусмотреть выделение средств на поддержку молодых талантливых режиссеров, актеров и драматургов. Содействовать расширению аудитории национальных театров, в том числе путем организации выездных спектаклей, проведения мастер-классов и творческих встреч. 3. Национальным драматическим театрам активно работать над созданием репертуара, отражающего современные проблемы и тенденции развития общества, сохраняя и развивая национальные традиции и культурное наследие. Стремиться к расширению гастрольной деятельности для популяризации национальной культуры и обмена опытом с другими театрами. Активно использовать современные информационные технологии для продвижения своей деятельности и привлечения новой аудитории. 4. Союзу театральных деятелей Российской Федерации организовать системную работу по повышению квалификации режиссеров, актеров, драматургов и других специалистов национальных театров. Зрители в этот день посетили два спектакля. «Мизантроп» по пьесе Ж.-Б. МОЛЬЕРА Северо-Осетинского государственного академического театра им. В. Тхапсаева в постановке Александра БИТАРОВА затрагивает темы притворства и фальши, сплошь и рядом окружающих человека в обществе. «Мещане» М. ГОРЬКОГО - постановка Балкарского государственного драматического театра им. К. Кулиева режиссера Радиона ОВЧИННИКОВА поднимает темы кризиса традиционных семейных ценностей, конфликта между отцами и детьми. Пятый день фестиваля начался с мастер-класса по актерскому мастерству и продолжился тремя спектаклями. Национальный театр им. И.С. Цея Театрального объединения Республики Адыгея представил спектакль «Горсть земли» по мотивам романа Баграта ШИНКУБЫ «Последний из ушедших». Режиссер-постановщик и автор инсценировки - Константин МИШИН. Перед зрителями развернулась трагедия убыхского народа, вынужденно покинувшего родные земли. Голод, эпидемии и насильственная ассимиляция сделали свое дело. Мужественный народ исчез с лица земли. Частичка истории, которая больше не повторится: сюда, в пространство времени и памяти, переносятся зрители вместе с артистами на сцене. Представитель исчезнувшего народа Кавказа возникает перед зрителями в двух образах - молодого человека (Рустам АЧМИЗ) и старца (Теучеж ТАКАХО). Такой прием позволяет показать два хронологических отрезка одновременно. Сценография минималистична. Особо стоит отметить работу хореографа-постановщика Алия КУЛОВА. Благодаря его сценическим находкам усиливался необходимый в той или иной части спектакля эффект. Художники по костюмам Анна ФЕДОРОВА и Саида КУЕК передали дух эпохи и событий, подчеркнув пропасть между прошлой жизнью народа и его трагедией в период скитаний. Полный драматизма спектакль никого не оставил равнодушным, овации по завершении не стихали длительное время. Карачаево-Черкесский Русский театр драмы и комедии показал постановку «Женщина-змея» по пьесе К. ГОЦЦИ в постановке Дмитрия РАГИМОВА. Яркая драматургия, изысканные костюмы и декорации погрузили зрителей в сказочную атмосферу магии. Лакский государственный музыкально-драматический спектакль им. Э. Капиоева Республики Дагестан выступил на «Южной сцене» с постановкой «Материнское поле» Ч. АЙТМАТОВА режиссера Гиви ВАЛИЕВА. Героиня Толгонай ведет диалог с полем, где трудилась всю жизнь, вспоминает свою семью и прошлое, размышляя о потерях и счастье. Спектакль - гимн человеку, которому удается выстоять перед ударами судьбы, не теряя душевного тепла. Абхазский государственный драматический театр им. С.Я Чанба представил спектакль «Асду» («Большой снег») по роману Алексея ГОГУА. В спектакле поднимается как тема отчуждения народа от собственной земли, так и сложная судьба тех, кто остался на родине. Режиссер постановки - Мадина АРГУН, художник-постановщик - Нодар ЦВИЖБА. В повествование вплетены внутренние монологи, воспоминания и обрывки дневников. Независимо от величины роли женские образы, сыгранные Циалой ИНАПШБА, Хиблой МУКБА и Кристиной ЦИМЦБА, были яркими и запоминающимися. На сцене, к изумлению зрителей, и правда было много снега. Большой снег - словно символ борьбы за выживание и стремление к свободе. Персонажи романа, такие разные и противоречивые, проходят через это испытание, воплощая лучшие качества национального характера. Жанр первоисточника, обозначенный как роман-рапсодия, подчеркивает его музыкальность. Спектакль был насыщен ритмами и мотивами, характерными для песенной и словесной культуры абхазов. Музыкальный фон, составленный композитором Тимуром АГРБА, состоял из авторских композиций и аранжировок уже известных мелодий, послуживших аккомпанементом к разворачивающемуся действию. Завершающей постановкой фестиваля стал «Небесный тихоход» Кабардино-Балкарского государственного музыкального театра им. Горького. Режиссер-постановщик - Роман ДАБАГОВ. История трех друзей-летчиков полна романтики, юмора и песен военных лет. В Государственном музыкальном театре КБР состоялась торжественная церемония закрытия театрального фестиваля «Южная сцена», в которой приняли участие министр культуры КБР Мухадин КУМАХОВ и председатель международного театрального фестиваля «Южная сцена» Андрей ЯСТРЕБОВ. Жюри подвело итоги фестиваля и огласило победителей в разных театральных номинациях. Победителями фестиваля стали Национальный театр Адыгеи им. И.С. Цея Театрального объединения РА с постановкой «Горсть земли» и Чеченский государственный академический драматический театр им. Х. Нурадилова с постановкой «Кровавая свадьба». Лилиана Шорданова. Фото автора
Поделиться:Читать также:
| ||||||||||









