ГЛАВНАЯ   КОНТАКТЫ                                                                                                  ГАЗЕТА «ГОРЯНКА»

                         

ЯКУБ И СИЯРА: КРЕПОСТЬ, ОПОРА И ВДОХНОВЕНИЕ ДРУГ ДЛЯ ДРУГА

В этом году заслуженному художнику КБР Якубу Аккизову (1942-1994 гг.) исполнилось бы 80 лет.

Творчество ушедшего в 52 года художника продолжает завораживать внимание всех неравнодушных к искусству людей. Кайсын КУЛИЕВ и Якуб Аккизов были родом из Чегемского ущелья. Обращение художника к творчеству поэта было поворотным моментом: литография стала страстью. Супруга и соратница - художник Сияра АККИЗОВА говорит, что очень трудно передать настроение человека, его мысли, состояние природы через цветовые пятна, но Якубу это удавалось. Но в нашей огромной стране он был более известен как график. Искусствовед Неонила СУНДУКОВА сказала, что он был первым художником в Кабардино-Балкарии, регулярно выставлявшим свои работы на всесоюзных и международных выставках. Человек со свободной душой, он раздвигал горизонты и стирал границы. Близкий друг и коллега по цеху - заслуженный художник КБР Герман ПАШТОВ вспоминает, что Якуб вначале сомневался, надо ли ездить в дома творчества. Паштов уговорил его, и они поехали… Практика ученичества, а затем наставничества захватила Аккизова. «Я был свидетелем, как у Якуба учились и молодые, и академики», - говорит Герман Паштов.

Народный художник КБР Виктор АБАЕВ вспоминал при жизни, что первые работы в книжном издательстве «Эльбрус» Якуба и Сияры Аккизовых не вызывали восторгов, Абаев часто подвергался критике за свою живопись, не укладывавшуюся в привычные шаблоны. Это сопротивление, как ни странно, послужило толчком к еще более упорной работе как Аккизовых, так и Абаева. Работы по нартскому эпосу Аккизовых были высоко оценены искусствоведами и получили награды на разных конкурсах.

Якуб и Сияра, создавшие семью еще в годы студенчества в Махачкалинском художественном училище, были крепостью, опорой и вдохновением друг для друга.  «Когда мы с сыном Ахматом приехали в Нальчик в 1965 году, у нас ничего не было: ни мастерской, ни квартиры. Собственно, книжной графикой увлеклись, потому что заниматься живописью не было условий. Уже через два года, в 1967 году, наши работы по нартскому эпосу были выставлены на международной выставке. Это был успех. А потом появились мастерские: сначала у Якуба, потом у меня. Но его была темнее, а в моей было больше света и он перебрался ко мне. Удивительно: мы не мешали друг другу. Иногда он спрашивал меня, что не нравится, когда я говорила, оказывалось, что он и сам хотел бы это исправить. Мы одинаково все ощущали и видели, поэтому во время совместных работ никакого противостояния не было. После Ахмата родилась Имара, дети нам не мешали, все было в радость».

Его не стало в 52, кинорежиссер Владимир ВОРОКОВ писал, что вся творческая интеллигенция республики искала выход из ситуации, собирали деньги на дорогостоящую операцию, …просто не хватило времени, Якуб не дожил до операции. На следующий день после похорон Сияра пошла в мастерскую – рисовать!

Якуб объединял людей. Работал инструктором в горах, и все эскизы потом превращались в картины-раздумья, в картины-миры. Он так передал трагедию депортации балкарцев, что перед его картинами плакали и чабаны, и академики. Он умел рисовать сны, мечты, мысли, предчувствия. Философ и мистик, он расширил знания о возможностях изобразительного искусства, показал их бесконечность и неисчерпаемость.

Виктор Абаев говорил, что никто не видел Кавказ так, как Аккизов, и никто его так не любил. Человек гор, нарисовавший историю балкарского народа, был человеком мира. Его персональные выставки в Вашингтоне, Киеве, Москве, Тбилиси, Грозном, Нальчике, Ростове-на-Дону и Майкопе в девяностых годах прошлого столетия были крупнейшими, значимыми явлениями культуры. Герман Паштов убежден, что надо попытаться сохранить как можно больше картин Якуба Аккизова именно в Кабардино-Балкарии, найти средства на реставрацию его родительского дома, организовать музей: «Якуб Аккизов – это имя, крупный художник, и будет очень жаль, если его работы останутся в музеях и частных коллекциях по всему миру, а не у нас в республике».

Якуб Аккизов – это история о любви к родному Чегемскому ущелью, республике, изобразительному искусству, к Сияре и детям. В мастерской Сияры есть войлок, изготовленный матерью художника, она была мастерицей, а его отец Алий, увидев велосипед на картинке, изготовил его из дерева и катался на нем в селе, знал наизусть рассказы ЗОЩЕНКО, жил в доме Кязима МЕЧИЕВА, читал Коран на арабском языке. Якуб вырос в атмосфере любви, он – дитя людей, руки которых были золотыми, сердце добрым, глаза зоркими, с развитым чувством красоты. Красота передается из рук в руки. Нам следует ее не уронить.

Марзият БАЙСИЕВА

 

Поделиться:

Читать также:

24.05.2022 - 17:51

Кто-то выпал из гнезда

Гость нашего номера - Инал САВКУЕВ, студент 4-го курса английского отделения Института филологии КБГУ. Увлекается рок-музыкой и чтением. Говорит, что знание языка дает отличную возможность понимать тексты песен и литературных произведений.

24.05.2022 - 17:49

Смотреть вперед, не забывая о традициях

Руководитель отдела культуры Баксанского района Зера ТХАМАДОКОВА говорит, что для нее быть работником культуры – это жить, дышать своей работой и творчеством, а значит, идти в ногу со временем, не забывая при этом о наследии народа.

20.05.2022 - 10:54

Воспевая весну

Пространство поэзии, разбавленное музыкой и неспешными рассказами, стихшие все посторонние звуки - слушатели внимают чтецам и растворяются в нежности строк о самом цветущем времени года.

18.05.2022 - 09:49

КУЛЬТУРА – ЭТО ТО, ЧТО ОСТАНЕТСЯ ПОСЛЕ НАС

В рамках национального проекта «Культура» в Лескенском районе в 2022 году отремонтируют два дома культуры – в сельских поселениях Озрек и Ташлы-Тала, заменят коммуникации, обновят фасад, зрительный зал, благоустроят прилегающую территорию. Работы уже идут полным ходом.

18.05.2022 - 09:47

ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ – 100 ЛЕТ

19 мая исполняется 100 лет со дня основания Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина.