ШКОЛА РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙНа базе института химии и биологии КБГУ проходит реализация проекта «Молодежная медико-биологическая школа равных возможностей «Адаптол» - проект Руслана ЖИДКОВА, получившая в прошлом году грант в размере почти 500 тысяч рублей на Северо-Кавказском молодежном форуме «Машук». Она стала, с одной стороны, профориентационной площадкой для учеников 8-11-х классов школ республики и отправной точкой для создания студенческого научного сообщества института - с другой. О том, как реализуется проект и какие цели ставит перед собой школа, нам рассказал автор «Адаптол», руководитель студенческого научного общества института Руслан Жидков. - Впервые свой проект презентовал на «Машуке» в 2019 году, - рассказывает он. - Идея понравилась организаторам форума. Но поскольку я впервые принимал в нем участие, допустил ряд организационных ошибок и не получил грант. К следующему году подготовился основательно – изучил практики вузов других регионов, набрался опыта и защитил проект. Школа работает по четырем направлениям - станции исследования клеточного строения, дыхательной, нервно-психической и сердечно-сосудистой систем. Проект осуществляется в три этапа. Первый – подготовка документации, закупка специализированного оборудования и теоретическое обучение студентов уже реализованы. Грантовых средств хватило на все, что мы планировали закупить. Наши станции оснащены ЭКГ аппаратом, автоматизированным тонометром, профессиональным пульсоксиметром, мобильной системой для снятия энцефалограммы. Микроскоп приобрели с видеофиксацией. Это важно потому, что сейчас у многих детей проблемы со зрением. Чтобы им не приходилось напрягать глаза, изображение выводится на большой экран. Рады, что удалось заказать спирограф - специальный медицинский диагностический прибор, задачей которого является измерение различных дыхательных параметров: изменение жизненной емкости легких, определение объема вдоха и еще порядка 60 показателей и их графическая регистрация с автоматической интерпретацией. В общем, наши медико-биологические исследования и мастер-классы проходят на современном оборудовании. Занятия проходят на базе КБГУ в «Точке кипения». В помещении, где будут проходить практические занятия, установлен рециркулятор воздуха, используются одноразовые расходные материалы для проведения исследований, дезинфицирующие средства для отработки и обеззараживания поверхности. Волонтеры науки и просвещения - Второй этап проекта тоже на стадии завершения. Это обучение студентами профильных направлений учащихся школ. В нашем регионе сейчас такое направление отсутствует, получается, мы стали первыми. Желание попробовать свои силы в нашей школе изъявили ребята медицинского колледжа, института химии и биологии, а также медицинского факультета КБГУ. Они рады открывшейся возможности саморазвития. Благодаря проекту мы увидели, что у нас талантливая и активная молодежь. Очень важно, чтобы студенты изучали предмет не только в теории, но и на практике. Наш девиз: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать – и я научусь» «Для нас это хорошая возможность получения качественных практических знаний, - присоединилась к разговору заместитель руководителя по работе со студентами - студентка биологического факультета и тьютор станции исследования клеточного строения Динара БУЛАТОВА. - Многие из студентов-наставников хотят в будущем стать не только преподавателями, но и лаборантами, заниматься научной деятельностью. А с микроскопией мы уже на «ты». К тому же благодаря занятиям в школе наши наставники вырабатывают лидерские и наставнические качества, умение делиться и передавать полученные знания. Мы организовали тьюторские группы, каждый наставник ведет определенное количество детей. Это около 15-16 студентов-наставников, у каждого по 5-6 учеников. Считаем неэффективным увеличение количества обучаемых в группе». Среди тьюторов и студентка биофака Фатима ДАЛОВА: «Для меня школа «Адаптол» открыла массу возможностей для саморазвития. Она стала площадкой для знакомства и обмена опытом, знаниями, мыслями и достижениями с ребятами других факультетов. Участие в проекте помогло понять, чем именно хочу заниматься в будущем: преподавательскую деятельность планирую совмещать с научной». Платформа для профориентации - Впереди нас ждет третий этап - непосредственно профориентационная научно-исследовательская работа со школьниками 8-11-х классов республики. Мы больше ориентированы на районы. К сожалению, не все руководители школ с должным вниманием отнеслись к нашему предложению, чтобы их ученики стали участниками школы. Но даже при этом количество желающих посещать наши занятия превышает в разы - около 300 заявок при запланированных 100. У нас уже был удачный опыт сотрудничества со школой №33 г. Нальчика. Сейчас ждем учеников из школ с. Атажукино, Лечинкай, Карагач, Прохладненского и других районов. Наши ученики познакомятся с институтом, ботаническим садом, зоологическим музеем, Центром молекулярной диагностики и так далее. То есть с местом своего будущего обитания, если они собираются выбрать профессию химика, биолога или медицину. Занятия построены так, чтобы ученики закрепляли теорию на практике. Им доступны базовые исследования на специализированном оборудовании под руководством студентов-наставников. Они научатся не только работать, но и расшифровывать результаты исследований на этом оборудовании, что в дальнейшем даст им возможность стать грамотными специалистами. Кроме того, получат хорошую подготовку к ЕГЭ. Некоторые экзаменационные задания сложно даже понять, основываясь на полученных из школьных учебников знаний, не подкрепленных практикой. Продолжение следует - В начале лета первый сезон школы закончится. В планах - расширение проекта и развитие идеи. В этом заинтересован как вуз, так и школы республики. Студенческое научное сообщество уже создано, актив желающих развиваться людей тоже есть. Все больше студентов проявляют к нам интерес. А школы понимают важность профессиональных проб учеников уже со школьной скамьи для осознанного выбора профессии. Это говорит о том, что принцип научно-исследовательского наставничества «студент – ученику» оправдал себя. Сегодня можем сказать, что в республике создается новое направление волонтерства «Волонтеры науки и просвещения». Алена ТАОВА. Фото автора
Поделиться:Читать также:
|