ГЛАВНАЯ   КОНТАКТЫ                                                                                                  ГАЗЕТА «ГОРЯНКА»

                         

Обо всех нас в шутку и всерьез

Что самое ценное для режиссера и артистов театра? Конечно же, бурные овации и эмоции зрителей. Спектакль «Семейные истории» по пьесе сербского драматурга Биляны СРБЛЯНОВИЧ, поставленный режиссером Евгенией ТОЛСТОВОЙ (заслуженной артисткой КБР), заставил зрителей по-настоящему сопереживать героям. Премьера прошла недавно в Государственном Русском драматическом театре им. М. Горького в Нальчике.

Сложная, серьезная пьеса, а спектакль со смысловым «послевкусием». В финале подступает комок к горлу, который вырывается наружу потоком слез. Стесняясь и не давая проявиться эмоциям, зрители тайком вытирали слезы.

Пьеса, написанная в конце прошлого века в Белграде, актуальна и в наше время. В спектакле взрослые актеры играют детей, которые играют в свою очередь во взрослых. Зрители привыкли видеть, как дети изображают взрослых, но чтобы взрослые возвращались в детство осознанно, тем более в спектакле, непривычное явление. Тесно ощущается контакт актеров и зрителей, действие переносит с первых минут спектакля на детскую площадку с песочницей во дворе многоэтажек. Слушаешь детские разговоры и начинаешь понимать, что утрачены культурные ценности, институт семьи разрушен. Что после долгой совместной жизни любовь улетучивается, а семейные роли сводятся к примитивному выживанию друг с другом с набором типовых упреков без попыток возврата глубоких чувств и настоящего воспитания детей. А дети, подражая взрослым, становятся отражением родителей, родного дома, где обитают неуважение, агрессия, жестокость и эгоизм. Где отцы безуспешно ищут работу, а мамы уделяют больше внимания телефону, чем своему ребенку. Но показывают и других родителей, которые стремятся быть идеальными: мама постоянно что-то готовит, обо всех заботится, занимается фитнесом, чтобы показать мужу, что она еще в форме. А глава семьи за завтраком читает газету, работает, заботится обо всех, но при этом супруги не доверяют своему ребенку. Мы видим и взаимоотношения детей, где более уверенные в себе вымещают свои страхи, комплексы и неудовлетворенность на слабых. Все свои привычки и качества дети собирают по образу и подобию взрослого мира. Что они видят ежедневно, тем и заполняют свои игры. Взрослые зрители на этом спектакле хотя бы на минуту задумаются о своих взаимоотношениях с детьми и о поведении в семье. И, возможно, уже более ответственно отнесутся к словам, которые произносят в кругу близких. А это уже многого стоит! Когда вы последний раз интересовались тем, что волнует и беспокоит ребенка? Конечно, каждый родитель желает своему ребенку только лучшего, покупает красивую одежду, дарит гаджеты, лучшие игрушки, тем самым компенсируя время, которое крадет у себя и своего ребенка.

У героя спектакля Андрия (Заур НАГОЕВ), который играет в надуманной семье то сына, то дочь, самый лучший гаджет. Андрия погружается в виртуальный мир при первых же трудностях и играет в «стрелялки» с супергероями (Мария ТОЛСТОВА, Анастасия СТОРОЖЕВА, Фатима КУШХОВА, Аскер ШУКОВ, Рустам ДОРОГОВ). Но по ходу спектакля видим, как Андрия меняется, становится отзывчивее, добрее, в планшете «играет» плюшевыми игрушками, снимает «ошейник» с девочки-собачки. Он уже не похож на Андрия, который спокойно и безразлично, без сожаления говорил, что Надежда умерла. Роль Надежды блестяще сыграла Фатима КУШХОВА (во втором составе в этой роли играет Анастасия Сторожева). Надежда – девочка с проблемами здоровья, пытается найти замену потерянной семьи в детской группе, найти себя и понять смысл жизни. Терпит все издевательства со стороны сверстников, даже когда с ней обращаются, как с собакой. Холодный мир, в котором каждый может рассчитывать только на себя и жить только для себя, таких, как Надежда, просто убивает. А если что-то не решается, воображение подсказывает смертельный исход (эпизод про сны и водяной пистолет). В конце пьесы Надежда, наконец, заговорила, ее речь проникает в самую глубину души, разбивая в прах все предшествующие стереотипы эгоизма, ее готовность самопожертвования ради семьи.

Яркая игра Екатерины ПОПОВОЙ в роли Милены (во втором составе роль Милены исполняет Агнеса ШЕРЕУЖЕВА), которая сумела изобразить истеричную и эгоистичную мать. В ее образе учли все, вплоть до обуви, которая была на два размера больше. Удалась роль и главы семейства Исламу КАНКУЛОВУ - хамоватого папы мальчика-воина. У него отлично получилось изобразить напускную важность и значимость.

Молодые актеры в игре создали единый ансамбль, сложилась яркая команда, выполняющая общую задачу. В финале спектакля веришь героям, как себе. Дети есть дети – им нужны родители, какими бы они ни были… Но счастье в том, чтобы в семье были взаимопонимание и любовь. На последней сцене у зрителей, возможно, вся жизнь проносится перед глазами, и каждый, хочется верить, начинает задумываться о том, что можно исправить в своих отношениях в семье.

Анжела Кудаева. Фото автора

 

Поделиться:

Читать также:

29.03.2024 - 09:42

ПОСЛЕДНЯЯ ПЕСНЯ

Ирина КАПКОВА работает специалистом отдела продаж торговой марки, имеет разряд по плаванию и любит кулинарить по выходным. В работе придерживается принципа «сделай все качественно и вовремя», поэтому максимально собранна и продуктивна.
27.03.2024 - 10:08

ЖИВОЕ СЕРДЦЕ ПОЭТА

На прошлой неделе состоялась встреча студентов социально-гуманитарного института КБГУ с представителями Абхазского государственного университета - преподавателем кафедры абхазской литературы филологического факультета, поэтом Абзагу КОЛБАЯ и старшим преподавателем кафедры абхазской литера
22.03.2024 - 09:00

ЖИЗНЬ ХРУПКА, КАК ФАРФОР

Лалина СОКУРОВА преподает в музыкальной школе, любит печь шоколадные десерты и при любой возможности уютно устроиться в кресле с книгой. В литературе отдает предпочтение романам о разных эпохах, жизни обычных людей, сильных чувствах.
15.03.2024 - 10:10

МЕРА ВСЕГО - ЧЕЛОВЕК

Лариса КАГЕРМАЗОВА получила образование историка. И хотя работает в смежной сфере социологии, интерес к истории и художественной литературе присутствует всегда.
13.03.2024 - 11:47

МЕЧТЫ И РЕАЛЬНОСТЬ, ИЛИ ЖИЗНЬ КАК СОН

Русский драматический театр им. М. Горького 5 марта представил новый спектакль «Праздничный сон – до обеда» («Картины из московской жизни») по пьесе  А. ОСТРОВСКОГО.