ГЛАВНАЯ   КОНТАКТЫ                                                                                                  ГАЗЕТА «ГОРЯНКА»

                         

Театр теней «Розовые очки» с «Африканской историей»

Группа энтузиастов открыла первый театр теней в Кабардино-Балкарии под названием «Розовые очки», устроив премьеру теневого спектакля «Африканская история» по сказке Р. КИПЛИНГА. Театр расположился в небольшом помещении творческой площадки «Open Club» по адресу ул. Кабардинская, 15, г. Нальчик.

- По образованию я дизайнер, окончила колледж дизайна КБГУ, - говорит Феридэ ЕНАМУКОВА, художник, режиссер, создатель театра теней. - Еще во время учебы мне предложили сделать бутафорию для кукол, а после учебы меня взяли в кукольный театр. Сначала  помогала в мастерской. Но по ходу работы прониклась самим театром кукол как уникальным видом искусства. Вступила в СТД РФ, начала ездить по школам, семинарам и мастер-классам для кукольников. Выиграла стипендию для проекта «Театр всех искусств», потом еще на постановку спектакля. И после этого мне предложили постановку как режиссеру и художнику.

Все началось в 2015 году, когда моя коллега Виктория СНЕГИРЕВА предложила поставить теневой спектакль «Маленький принц» по книге Экзюпери. Много экспериментировали, общались с коллегами из России и других стран. Особенно консультировались с зарубежными специалистами, у нас было мало информации, но нам все новое было очень интересно. Мы продолжили свою деятельность, и в 2020 году я создала творческую лабораторию при театре кукол. Ее целью было создание такой площадки, в рамках которой мы могли бы свободно экспериментировать в театре кукол. Отойти от надиктованных рамок, углубиться в работу. Здесь собрались разные талантливые люди, с которыми мы выпустили первый синтетический спектакль «Здравствуй, папочка» по пьесе В. ОРЛОВА, который я сделала на свою стипендию от Союза театральных деятелей РФ. В 2022 году я решилась создать отдельный от театра кукол театр теней. Сейчас театр работает над репертуаром, обмениваемся опытом с зарубежными коллегами. Выпустили свой первый теневой спектакль «Африканская история».

Театр теней - это одна из форм пространственно-временного искусства, зародившаяся в Китае 1700 лет назад. В театре теней обычно используют полупрозрачный экран и плоские марионетки, управляемые с помощью тростей. Многие думают, что театр теней это просто силуэтки из картона, но это не так. Есть несколько видов теневых кукол, от самых простейших (силуэток) до механизированных. В каждой стране, где есть театр кукол, совершенно своя уникальная специфика. Если это китайский театр теней, то обязательно мягкий рассеянный свет и изящные силуэтные куклы на бамбуковых тростях. Если это турецкий театр теней, который у них называется «Карагез», это всегда полуподвижные куклы из кожи, яркие декорации и т.д.

В нашем спектакле «Африканская история» есть и теневые куклы и не теневые (мимические перчатки). Так как я кукольник, мне очень интересно соединить разные кукольные системы в спектакле. Например, в африканской истории у нас полутеневой жираф, полумимическая перчатка, т.е. тело - тень, а шея и голова – мимическая перчатка. Он стал любимчиком и детей, и взрослых.

Как корабль назовешь, так он и поплывет. Долго думала над названием театра, хотелось что-то совсем не связанное с тенями, простое и одновременно запоминающееся, не лишенное смысла. Однажды осенила мысль: а ведь театр – это всегда проекция мира через какую-то призму и особый взгляд, на который мы смотрим через розовые, зеленые, черные и т.д. очки. Остановилась на названии театр теней «Розовые очки». Без розовых очков сейчас сложно смотреть на мир и здесь они соединяют портал в другой мир. Мы предлагаем своим зрителям надеть розовые очки и погрузиться в созданные нами сказочные миры. У нас сплоченный, дружный коллектив, но мы надеемся еще привлечь разных талантливых людей. Например, над спектаклем «Африканская история» работали впятером: Фатима КУМЫКОВА, Астемир МАРШЕНКУЛОВ, Дина КАН, Ислам ПЕКОВ и я. У Фатимы неповторимый голос, она озвучивает нашего главного героя в спектакле – слоненка. Ф. Кумыкова ведущий актер-кукловод республиканского театра кукол, ученица Венеры РАХИМОВОЙ (советской и российской актрисы, народной артистки Башкирской АССР, она озвучила роль Незнайки в мультсериале «Незнайка на Луне»). Астемир нам пишет музыку. Он настоящая находка для театра, человек – оркестр. Дина Кан пишет нам замечательные стихи для песен и участвует в спектакле. Она фолк-исполнительница. Ислам озвучил несколько персонажей в нашем спектакле. Он творческий человек, занимается компьютерной графикой, играет на скрипке и ко всему еще и юрист. Логотип театра нам придумала Юлия МАРС, медиа-художник, живописец, график, организатор музыкальных мероприятий из Санкт-Петербурга.

Мы влюблены в театр. Наша команда вкладывает всю душу, чтобы понравилось детям, кроме показа спектаклей, устраиваем мастер-класс «Сказки в темноте». Дети создают теневых кукол и пробуют себя в качестве актера кукловода, оживив сделанную ими куклу на теневом экране. Свои работы они забирают с собой. Многие говорят, что детей сложно чем-то удивить, но я с этим не совсем согласна. Да, сейчас время гаджетов, но театр бессмертен и надо правильно подобрать «ключик», заинтересовать, завлечь ребенка в мир искусства и привить хороший вкус. Дети остро чувствуют фальшь, поэтому важно самому поверить в то, что ты делаешь, тогда сможешь открыть для других созданную тобой еще одну непохожую на остальные реальность. Вся ответственность лежит на нас, взрослых. Не пойти по дороге дешевой кричащей безвкусицы, а выбрать путь, приносящий прекрасные плоды, если даже будет трудно.

Недавно наш театр участвовал в акции для воспитанников «Специализированного дома ребенка» Минздрава КБР. Нас пригласила волонтер Фарида ГУКЕТЛОВА, которая была с сыном на нашем спектакле «Здравствуй, папочка!» от лаборатории. Она оставила очень душевный отзыв, который я перечитываю периодически для поддержания боевого духа. С тех пор Фарида поддерживает нас. Мы с большим удовольствием согласились, наш театр и в дальнейшем открыт для благотворительности. Сейчас в разработке формат, для детей колясочников, которые находятся дома. Это будет по физическим габаритам небольшой спектакль, который сможем показать даже в комнате ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Также планируем спектакли и для более взрослых зрителей.

В настоящее время в арт-пространстве «Open Club» Артура ХАЕВА мы можем принять 30 детей за сеанс. В планах на будущее найти помещение для театра, где мы будем творить. Приглашать наших коллег из других городов для обмена опытом. Мечтаем поучаствовать в фестивале театров теней от Московского детского театра теней. Они предлагали нам прислать спектакль, но мы решили участвовать в следующем году с новой работой.

Вообще, мой девиз – всегда быть живой, действовать. Будем искать пути реализаций новых задумок. Скоро снова премьера. «Фон Барон Червякус Спиридон» - это забавная и поучительная история, которую написала актриса Пермского театра кукол Надежда ГАПОНЕНКО. Хороших пьес для театра кукол крайне мало, это общеизвестный в мире факт, а в театре теней дела обстоят еще хуже. Нам приходится импровизировать.

Анжела КУДАЕВА

 

 

Поделиться:

Читать также:

10.08.2022 - 08:49

«Прохладненские каникулы»: весело и креативно

«Прохладненские каникулы» - традиционный ежегодный молодежный спортивно-развлекательный праздник прошел в минувшую субботу в городе Прохладном. Он проводится уже более десяти лет.

05.08.2022 - 08:35

«Исключение». В новом формате, в разных измерениях

На прошлой неделе в Кабардино-Балкарском музее Изобразительных искусств им. А.Л.

03.08.2022 - 22:31

Искусство или нет?

На прошлой неделе театр «Занавес» КБГУ завершил седьмой сезон спектаклем «Арт» по одноименной пьесе французской актрисы и драматурга Ясмины РЕЗЫ. Что может стать настоящим испытанием пятнадцатилетней дружбы троих мужчин? Женщины? Политика? Спорт? Для героев пьесы яблоком раздора становится приобретенная одним из них картина.

Один из героев, Серж, покупает за 200 тысяч франков картину знаменитого авангардиста Антриоса: три белые диагональные линии на белом же фоне. Серж врач, и стоимость картины для него существенна, но он ценитель искусства и в восторге от своей покупки. Его давний и близкий друг, Марк, не разделяет радости друга, он глубоко возмущен: как можно было заплатить такие деньги непонятно за что. «Ты купил это дерьмо за двести тысяч франков?!». Раз Серж искренне восхищается этой шарлатанской «живописью», значит, у него что-то не в порядке с головой. Реза хитро подает тему подлинного искусства, как наживку, и зритель ее заглатывает. Марк - приверженец традиционного искусства, и в жизни придерживается консервативных взглядов. Серж обвиняет его в неспособности видеть дальше собственных ограниченных взглядов. Третий друг, Иван, пытается примирить товарищей и напомнить им о своей предстоящей свадьбе, однако оказывается сметенным ураганом поднявшегося гнева Сержа и Марка, будучи, вдобавок ко всему, обвинен в бесхребетности и отсутствии собственного мнения. Если зритель и пытается рассудить друзей по мере того, как разворачиваются события, то невольно принимает сторону одного из них поочередно, ведь каждый приводит разумные аргументы и проявляет искренние эмоции. Споры по поводу картины постепенно выводят на поверхность давние обиды, недовольство, невысказанные претензии друг к другу. Остроумные диалоги в спектакле раскрывают истинные причины спора, не отяжеляя психологизмом и драматическими переживаниями. То, что персонажи – зрелые мужчины, которым часто приписывают кризис среднего возраста, сыграны молодыми ребятами, студентами, возможно, также облегчает восприятие для молодой публики. Легко пасуя друг другу фразы в диалоге, без нарочитых пауз, им удалось передать драматизм ситуации, не переходя в поверхностную плоскость.

О работе над спектаклем рассказала художественный руководитель театра Мадина Анатольевна ДОКШУКИНА:

- Так бывает, что буквально влюбляешься в пьесу и мысли о ней не отпускают, начинаешь искать способы поставить ее, параллельно подыскивая актеров. У меня есть большая команда, есть студенческий театр, детская театральная студия. Но в этот раз получилось так, что среди них я не могла найти нужных персонажей, никто не подходил под образы. Ислам ШХАГАПСОЕВ, исполнитель роли Ивана, в нашем театре уже четвертый год. Осталось найти кандидатов на две другие роли, так мы познакомились с Сосом АЙРАПЕТЯНОМ (Марк) и Маратом ГУАЗОВЫМ (Серж).  Для ребят эти роли – первый опыт на театральной сцене. Подготовку к спектаклю начали еще в феврале. Весь спектакль построен на диалогах, объем текста внушительный, а ребята – не профессиональные актеры, чаще двух-трех раз в неделю собираться не получалось. Я им бесконечно благодарна за то, что доверились мне и согласились сыграть в спектакле. Есть ребята смелые от природы, им не составляет труда настроиться на выступление перед публикой, но для некоторых это своего рода преодоление. Видеть изменения в них дорогого стоит. Я наслаждаюсь самим процессом подготовки – работа над текстом, репетиции, именно там творится магия. Премьера для меня - маленькая грусть, когда к удовлетворению о проделанной работе примешивается ощущение чего-то ускользающего. Музыку специально для спектакля написал молодой композитор Астемир МАРШЕНКУЛОВ. Он давний друг нашего театра, посещает все наши показы. Астемир написал музыку и для нашего детского спектакля, премьеру которого планируем осенью. И у студенческого, и у детского театра есть свой преданный зритель, это для нас очень ценно. Многие зрители, посетив тот или иной спектакль, впервые открывают для себя конкретного писателя, драматурга или литературное произведение.

Лилиана ШОРДАНОВА.

03.08.2022 - 22:28

Искусство управления тенью

Недавно мы писали про театр теней «Розовые очки», который создала Феридэ ЕНАМУКОВА - художник, режиссер (Горянка, №29, 2022 г.). Мы решили познакомиться с Феридэ поближе и узнать о ее дальнейших планах.

08.07.2022 - 10:10

СТАРАЕМСЯ ТВОРЧЕСКИ ЖИТЬ, НАДЕЯСЬ НА ЛУЧШЕЕ

В селе Озрек Лескенского района продолжается капитальный ремонт дома культуры в рамках нацпроекта «Культура». Ремонтные работы начались в начале апреля. Срок сдачи объекта планируется на декабрь 2023 года.