ГЛАВНАЯ   КОНТАКТЫ                                                                                                  ГАЗЕТА «ГОРЯНКА»

                         

«Ах, эта свадьба!»

В прошлые выходные в Кабардино-Балкарии прошли съемки для всероссийского проекта «Ах, эта свадьба». Шоу рассказывает о свадебных традициях разных регионов России. В июле в интернете оно стартовало как новое документальное шоу и посвящено подготовке и проведению традиционных свадеб разных национальностей, проживающих на территории России.

В России около 200 народностей. И у каждой свои обычаи, традиции и культура. Но есть момент, который неизбежно происходит в каждой семье независимо от геолокации, национальности и культуры: образование новой семьи, свадьба.

Традиционная свадьба вбирает в себя все лучшее, что есть в культуре. Это яркие обряды, песни и танцы, отражающие образ мышления, невероятные костюмы, достойные лучших музеев мира. Уникальная национальная затейливая кухня. Здесь можно увидеть семейные реликвии, почувствовать силу семейных уз и родственных связей.

Примером такой свадьбы, где учитывались при образовании новой семьи каноны своего народа, рода, семьи, стала свадьба УМЕТОВЫХ, сыгранная пятого августа. Как нам рассказала руководитель Отдела ЗАГС г. Нальчика Валентина ШЕРИЕВА, жених Ислам УМЕТОВ в этом году окончил Ростовский юридический институт МВД России, его теперь уже соратница во всем Элина ЛИГИДОВА на днях получила красный диплом. Обучалась в КБГУ на юридическом факультете, где продолжит свою профессиональную деятельность.

По просьбе бабушки Хаишат Жамурзовны и родителей Элины, Анзора и Аксаны, нысашэ (родственники жениха забирают невесту из родительского дома) проводилось в родовом гнезде семьи Лигидовых в Сармаково. С большим энтузиазмом их поддержали родители со стороны жениха Юрий и Залина, которые сами родом из Псынадахи. У Лигидовых принято, что все семейные торжества проводятся в фамильном доме. Хаишат после смерти супруга Гида Ауесовича уговорили жить в Нальчике у сына в зимний период, но с первых теплых дней она возвращается в село ухаживать за садом и грушевым деревом, которое посадил супруг. В память об отце сын при постройке кладовой не вырубил это старое, но плодоносящее дерево, оно радует всех своим урожаем и красотой. В семье понимают: если помнить своих предков, в будущем будут процветать твой род и народ.

После произнесенной напутственной речи старшим из рода Уметовых свадебный кортеж отправился за невестой. При въезде в село Сармаково процессию возглавили всадники со свадебными флагами и флагами с родовыми знаками (дамыгъэ). Справа - флаг Лигидовых, слева – Уметовых. В процессе обрядов меняют их местами (нып зэблэхъу), это происходит после перехода невестой порога отчего дома, теперь справа располагается флаг Уметовых, слева - Лигидовых.

Очень интересен обряд «выкуп невесты», при котором она сидит, это единственный момент, когда ей позволено присесть. Символизирует тем самым покорность: слушаясь старших, даже если не принято невесте садиться, показывает тем самым, как ей дорог отчий дом и что она не спешит его покинуть. И встает со слов старшего процессии нысашэ, с разрешения посадившего, выражая этим, что будет послушной невесткой.

Режиссер, заслуженная артистка КБР  Марина ГУМОВА рассказывает:

- В игровой и шуточной форме проходил сам выкуп невесты, который делится на три части: IэщхьэубыдыпщIэ, когда две невестки со стороны жениха берут невесту под руки; гъэтэджыпщIэ – невеста встает с разрешения старших; япэ лъэбакъуэ - первый шаг, исполняется с правой ноги. Не оставили без внимания и обряд «гущхьэтебзэ», когда женщина из рода Лигидовых передает девушкам коробку, где находится красный флаг с родовым знаком невесты. Флаг символизирует воспитанность и чистоту девушки. После всех церемоний братья Элины проводили ее под руку до машины, откуда свадебный кортеж направился в Нальчик, где дальше продолжились празднества.

Самый красивый момент в адыгской свадьбе - «унэишэ». Когда невесту ведут под обрядовую песню к старшим женщинам, которые садятся полукругом и ждут молодую. Одна из них осыпает невесту пшеном, сладостями и монетами (къепхъых), что символизирует изобилие, достаток и многодетность. Не остался без внимания, конечно, и жених, которого встречали песнями и танцами. Обряд «щауэишыж» - возвращение жениха домой. По адыгскому обычаю раньше жених вообще не присутствовал на свадьбе, как только привозили невесту, не должен был больше попадаться на глаза старшим рода, прятался у дальних родственников или соседей до обряда «щауэишыж». Жених во время церемонии должен назвать старших рода от третьего до седьмого колена.

Гости не скучали, для них устраивали зажигательные танцы, а женщины, участвовавшие в церемонии «унэишэ», откупались во время танца («къафэбжьэ») сувенирными подарками.

Во время всех обрядов молодожены были облачены в национальные костюмы, и все признавали, что они неотразимы.

По адыгским канонам свадьба продолжилась обрядом «благъэ зэгъэцIыху» - знакомство и приветствие представителей двух родов. После знакомства продолжается церемония «мальхъэтешэ» - знакомство (представление) жениха уже в качестве зятя родителям и родственникам невесты.

Все церемонии свадьбы проходили под живую музыку и обрядовые песни.

Основная цель проекта «Ах, эта свадьба!» – знакомство с этноконфессиональным и этническим разнообразием нашей страны, а также с уникальными свадебными обрядами и традициями российских народов. Зрителям предстоит прожить с молодоженами подготовительный период и само свадебное торжество, прочувствовать важность этого дня, силу традиций и семейных уз.

«Проект «Ах, эта свадьба» рассказывает о народах России, которые тысячи лет хранят свои традиции, язык и культуру. О том, как в современном мире молодые пары принимают решение провести свое свадебное торжество в национальном традиционном стиле. Через призму таких торжеств мы покажем зрителям этническое разнообразие регионов нашей страны», - рассказывает режиссер проекта Юлия КУЗИНА.

Создатели реалити «Ах, эта свадьба» уверены, что такие проекты важны для привлечения внимания молодежи к культуре и истории.

Проект выходит в социальных сетях Вконтакте и Одноклас-сники, а также на платформах YouTube и RuTube. На данный момент вышло три эпизода, которые рассказали о свадебных традициях Северной Осетии и Калмыкии. Новые серии из нашего региона выйдут в сентябре.

Проект реализуется при поддержке АНО «ИРИ» в рамках Национального проекта культура.

Желаем новой молодой семье долгой и счастливой жизни!

Анжела  КУДАЕВА.

Фото из семейного архива Уметовых

 

Поделиться:

Читать также:

07.09.2022 - 11:06

Поэзия над озерной гладью

Загадочное «Секретное озеро» в окружении раскидистых деревьев, теплые лучи осеннего солнца, стихи, звучащие на фоне озера и словно поглощаемые его темными водами.

31.08.2022 - 20:38

Арт-Центру Madina Saral'p – 10 лет

Этот дом, уютно расположившийся среди голубых елей в самом сердце Нальчика, со дня своего открытия собирает друзей и единомышленников – талантливых людей и публику, которой интересна возможность самовыражения и необходимо творческое общение.

10.08.2022 - 08:49

«Прохладненские каникулы»: весело и креативно

«Прохладненские каникулы» - традиционный ежегодный молодежный спортивно-развлекательный праздник прошел в минувшую субботу в городе Прохладном. Он проводится уже более десяти лет.

05.08.2022 - 08:35

«Исключение». В новом формате, в разных измерениях

На прошлой неделе в Кабардино-Балкарском музее Изобразительных искусств им. А.Л.

03.08.2022 - 22:31

Искусство или нет?

На прошлой неделе театр «Занавес» КБГУ завершил седьмой сезон спектаклем «Арт» по одноименной пьесе французской актрисы и драматурга Ясмины РЕЗЫ. Что может стать настоящим испытанием пятнадцатилетней дружбы троих мужчин? Женщины? Политика? Спорт? Для героев пьесы яблоком раздора становится приобретенная одним из них картина.

Один из героев, Серж, покупает за 200 тысяч франков картину знаменитого авангардиста Антриоса: три белые диагональные линии на белом же фоне. Серж врач, и стоимость картины для него существенна, но он ценитель искусства и в восторге от своей покупки. Его давний и близкий друг, Марк, не разделяет радости друга, он глубоко возмущен: как можно было заплатить такие деньги непонятно за что. «Ты купил это дерьмо за двести тысяч франков?!». Раз Серж искренне восхищается этой шарлатанской «живописью», значит, у него что-то не в порядке с головой. Реза хитро подает тему подлинного искусства, как наживку, и зритель ее заглатывает. Марк - приверженец традиционного искусства, и в жизни придерживается консервативных взглядов. Серж обвиняет его в неспособности видеть дальше собственных ограниченных взглядов. Третий друг, Иван, пытается примирить товарищей и напомнить им о своей предстоящей свадьбе, однако оказывается сметенным ураганом поднявшегося гнева Сержа и Марка, будучи, вдобавок ко всему, обвинен в бесхребетности и отсутствии собственного мнения. Если зритель и пытается рассудить друзей по мере того, как разворачиваются события, то невольно принимает сторону одного из них поочередно, ведь каждый приводит разумные аргументы и проявляет искренние эмоции. Споры по поводу картины постепенно выводят на поверхность давние обиды, недовольство, невысказанные претензии друг к другу. Остроумные диалоги в спектакле раскрывают истинные причины спора, не отяжеляя психологизмом и драматическими переживаниями. То, что персонажи – зрелые мужчины, которым часто приписывают кризис среднего возраста, сыграны молодыми ребятами, студентами, возможно, также облегчает восприятие для молодой публики. Легко пасуя друг другу фразы в диалоге, без нарочитых пауз, им удалось передать драматизм ситуации, не переходя в поверхностную плоскость.

О работе над спектаклем рассказала художественный руководитель театра Мадина Анатольевна ДОКШУКИНА:

- Так бывает, что буквально влюбляешься в пьесу и мысли о ней не отпускают, начинаешь искать способы поставить ее, параллельно подыскивая актеров. У меня есть большая команда, есть студенческий театр, детская театральная студия. Но в этот раз получилось так, что среди них я не могла найти нужных персонажей, никто не подходил под образы. Ислам ШХАГАПСОЕВ, исполнитель роли Ивана, в нашем театре уже четвертый год. Осталось найти кандидатов на две другие роли, так мы познакомились с Сосом АЙРАПЕТЯНОМ (Марк) и Маратом ГУАЗОВЫМ (Серж).  Для ребят эти роли – первый опыт на театральной сцене. Подготовку к спектаклю начали еще в феврале. Весь спектакль построен на диалогах, объем текста внушительный, а ребята – не профессиональные актеры, чаще двух-трех раз в неделю собираться не получалось. Я им бесконечно благодарна за то, что доверились мне и согласились сыграть в спектакле. Есть ребята смелые от природы, им не составляет труда настроиться на выступление перед публикой, но для некоторых это своего рода преодоление. Видеть изменения в них дорогого стоит. Я наслаждаюсь самим процессом подготовки – работа над текстом, репетиции, именно там творится магия. Премьера для меня - маленькая грусть, когда к удовлетворению о проделанной работе примешивается ощущение чего-то ускользающего. Музыку специально для спектакля написал молодой композитор Астемир МАРШЕНКУЛОВ. Он давний друг нашего театра, посещает все наши показы. Астемир написал музыку и для нашего детского спектакля, премьеру которого планируем осенью. И у студенческого, и у детского театра есть свой преданный зритель, это для нас очень ценно. Многие зрители, посетив тот или иной спектакль, впервые открывают для себя конкретного писателя, драматурга или литературное произведение.

Лилиана ШОРДАНОВА.