ВОЛЬНЫЙ ДУХ ТВОРЧЕСТВАВ Нальчике прошла премьера моноспектакля «Маргарита» по мотивам романа Михаила БУЛГАКОВА «Мастер и Маргарита» режиссера Армана ХАЧАТРЯНА. Как и предусмотрено жанром, единственную роль в нем сыграла актриса театра и кино Василиса ТЕПЛЯКОВА. «Там, где начинается существование, понятие заканчивается», - сказал философ. Эти слова как нельзя лучше применимы к жанру драматического театра одного актера. Василиса Теплякова, как заявлено в афише, преодолевает полет, проживает боль героини в нескольких эпизодах романа. В камерной обстановке, где нет четких границ сцены, зритель максимально вовлечен в процесс. Нет, это не актерская игра в привычном понимании, это погружение в эмоции героини, оголенный нерв, который разрядами пробивает зрителя так, что тот забывает дышать. Василиса держит взглядом, словом, паузой, меняет тональность голоса. Одну и ту же фразу запускает в зрительный зал, как энергетическую волну, которая меняет содержание по задумке исполнителя. «Черт его знает…» - неопределенное. «Черт его знает?» - как призыв хорошо подумать, прежде чем дать ответ. «Черт его знает!» - со зловещей интонацией и взглядом, от которого мороз по коже. Постановка держит эмоционально, заставляя осмыслить, уложить в голове и привести свое состояние в равновесие, прежде чем вернуться в реальность. С Василисой мы встретились после спектакля, чтобы поговорить о постановке и не только. Фамилия Теплякова широко известна театралам и людям творческих профессий в Кабардино-Балкарии. Отец актрисы - Валентин ТЕПЛЯКОВ – театральный режиссер и педагог, декан актерского факультета ГИТИСа (1991-2010), заслуженный артист и заслуженный деятель искусств РФ. В 1974 году создал Молодежный театр-студию на базе Кабардино-Балкарского государственного университета. С 1985 по 1989 год был главным режиссером и директором Государственного Русского драматического театра имени М. Горького в Нальчике. Театр как основа - Мне было года три, когда мы уехали из Нальчика. Потом еще несколько лет приезжали сюда отдыхать каждое лето, у меня масса ярких, теплых воспоминаний, связанных с этим городом. Сейчас, спустя почти двадцать лет, я впервые вернулась в Нальчик. В детстве мечтала стать балериной, но балетная школа представляла собой скорее пансион, а мама категорически не хотела меня оставлять, я была долгожданным ребенком. Но мир театра всегда был мне близок. Я устраивала домашние постановки с куклами или театр теней, ждала папу, чтобы показать ему. Мы всегда посещали спектакли отца, дома часто бывали посиделки с его друзьями из театральной среды. Родители не хотели, чтобы я поступала в театральный. Папа отговаривал, объяснял, насколько это тяжелая профессия. Возможно, в то время и не осознавала до конца серьезность своего решения. Когда поступала в ГИТИС, категорически отказалась, чтобы папа меня готовил, что сейчас считаю большой ошибкой. Делала все, как сама понимала на тот момент, позже осознала, что это было не совсем правильно. Пока училась, папа никак не вмешивался, наблюдал со стороны, но как только я окончила институт, пригласил меня в спектакль «Ромео и Джульетта». Из своего жизненного опыта папа понимал, что, возможно, мне придется себя подстраховать. Предложил стать преподавателем. Поначалу было ужасно неловко, но постепенно проснулся интерес. Восемь лет я преподавала актерское мастерство, сценическую речь, ставила со студентами спектакли. Это колоссальный опыт в моей жизни. Но потом почувствовала, что этот этап пора поставить на паузу и переключиться на актерскую работу, поскольку нет внутренних сил совмещать и то, и другое. Есть потребность учиться новому, взрастить себя как актрису. Я пришла к достаточно смелому решению заниматься тем, что мне действительно по душе. Не хочу соглашаться на чисто коммерческие проекты, играть только ради того, чтобы заработать. На первом плане возможность творческого поиска и развития. Считаю, что вопрос о хлебе насущном нельзя ставить во главу угла. Надо понимать, в каком мире мы живем, и я нашла баланс материальной и духовной составляющих. Незримо рядом - Я всегда смело заявляла, что когда-нибудь встречу своего режиссера. Так и случилось, когда мы познакомились с Арманом Хачатряном. Он завершил работу над последним спектаклем отца «Мамаша Кураж» по пьесе Бертольда БРЕХТА, где я исполняла главную роль. Как сорежиссеры мы ставили спектакль «Вдовы» по пьесе Славомира МРОЖЕКА, а также сняли кино «Кроткая» по Федору ДОСТОЕВСКОМУ. В тяжелый для меня момент, когда папа ушел из жизни, своими внутренними переживаниями поделилась с Арманом, и он почувствовал, что это созвучно с тем, как он представлял себе спектакль по мотивам романа «Мастер и Маргарита». Идею этого спектакля Арман вынашивал десять лет и параллельно искал актрису. Над спектаклем мы работали два года. Начинали, что-то не получалось, останавливали, через некоторое время возобновляли работу. Безусловно, не обошлось без мистицизма, Булгаков нас «испытывал». Но если веришь в силу и свет Бога, любое представление о темных силах рушится. Это очень важная мысль и в самом романе. Мы отправились в творческое путешествие, начали с Санкт-Петербурга, потом поехали в Абхазию, где завершили работу над спектаклем. Показали его сначала в Пятигорске, потом приехали в Нальчик. Нам говорили, что этот спектакль для профессионального зрителя, я с этим категорически не согласна. В большинстве своем зрители принимали с интересом, многие говорили, что он вызвал у них сильные эмоции. Для нас главное, что зритель не остается равнодушным. С нами в путешествии наши питомцы – две кошки и собака. Конечно, это хлопотно, но им лучше с нами, чем без нас. В Пятигорске случилось так, что одна кошка убежала, но через день нашла нас. Для меня это еще одно подтверждение, что для животного важен не дом, а человек. Нет сомнения - Сейчас ставим спектакли, которые нам интересны, при этом осознавая, что они не всегда будут иметь широкую аудиторию. Я верю, что если ты честен перед собой и делаешь то, что действительно любишь, свой зритель будет. Я для себя вывела некую формулу: стабильность - тот фундамент, на который легко надстраивается страх. Страх потерять стабильность мешает жить так, как хочет душа. В этом году мне исполняется тридцать лет, некий этап моей жизни пройден, и я с готовностью захожу на новый виток. Бросаю вызов самой себе, это тяжело, но необходимо для дальнейшего роста. Без всякого лукавства скажу, что для меня нет роли, которая была бы пределом мечтаний. Очень хотела бы сыграть Гамлета, например, или Ричарда III, выйти за рамки установки, что актриса может сыграть только женскую роль. Мне интересна смысловая часть, которая лежит внутри мужских ролей. В некотором смысле актер не имеет пола. Мы можем перевоплотиться в кого угодно, мне процесс перевоплощения чрезвычайно интересен. Завершающий показ спектакля «Маргарита» в Нальчике состоится 10 февраля в 19 часов в Акрополь-центре. Лилиана ШОРДАНОВА. Фото Тамары Ардавовой
Поделиться:Читать также:
|