ГЛАВНАЯ   КОНТАКТЫ                                                                                                  ГАЗЕТА «ГОРЯНКА»

                         

ЮБИЛЕЙ НАРОДНОГО СОЗИДАТЕЛЯ

Заслуженного художника Адыгеи, члена Союза художников России, дипломанта Российской академии художеств Замудина ГУЧЕВА называют народным мастером. Среди его достижений - исследование и возрождение древней техники плетения адыгской циновки (арджэн), а также секретов изготовления народных музыкальных инструментов, изучение старинного адыгского пения. 26 февраля именитому мастеру народных промыслов и ремесел исполнилось 70 лет.

 Замудин Гучев родом из города Баксана Кабардино-Балкарской Республики. В переводе с адыгского фамилия Гучев означает «кузнец» (гъукlэ). Отец и дед занимались традиционным для черкесов пчеловодством, а бабушка плела циновки и прекрасно играла на гармони. Изготовленные ею циновки до сих пор хранятся в коллекции мастера. По словам Замудина Гучева, все жанры народного творчества имеют неразрывную духовную связь. Путь в профессию начался с интереса к камнерезному искусству адыгов. Работая фотографом, Замудин ездил по аулам, увлекся адыгской народной поэзией. Часто в свой отпуск присоединялся к фольклорно-этнографическим экспедициям Кабардино-Балкарского НИИ, вместе с известным адыгским писателем и фольклористом Зауром НАЛОЕВЫМ ездил по селам и записывал сказителей. Общался с известным адыгским исполнителем народной песни Зарамуком КАРДАНГУШЕВЫМ. Циновками увлекся еще в 1978 году.

Обучился технике у соседки, она же показала, как плести орнаменты. В 1980-х годах Замудин Гучев объездил аулы Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, разыскал мастериц, которые помогли восстановить технологический процесс плетения. Собранные в тот период материалы, фотографии более 350 циновок, а также подробные инструкции по плетению вошли в книгу под названием «Искусство адыгской циновки», изданную в 1990 году. Высшее образование получил в Адыгской академии народных искусств. У адыгов плетение из веток кустарника считается мужским ремеслом, из рогоза - женским, но мастер уверен, что сегодня речь должна идти не о выражении мужского или женского начала в прикладном искусстве, а о его сохранении. Без циновки не обходились многие обряды у адыгов. Работы заслуженного художника Республики Адыгея выставлены в Национальном музее Адыгеи и постоянно экспонируются на международных, российских, межрегиональных и республиканских выставках.

Благодаря Замудину Гучеву был возрожден интерес к традиционным национальным инструментам шычепшина (шыкlэпшынэ), камыль. Свой опыт Замудин Гучев передает ученикам, в том числе и через написанные им книги «Учимся играть на шичепшине» (2014), энциклопедические издания «Атлас черкесского (адыгского) шичепшина» (2017) и «Черкесский (адыгский) камыль» (2021). Это уникальные издания, которым нет аналогов в мире. Иллюстрированные энциклопедии адыгского исполнительского искусства сопровождаются богатым аудиоматериалом - антологиями черкесских наигрышей на шичепшине и камыле. «Атлас черкесского (адыгского) шичепшина» включает 150 фотоиллюстраций инструментов, изготовленных разными мастерами более чем за век, фотографии 127 исполнителей (шичепшинауэ) и 66 ансамблей. А в «Антологию черкесских наигрышей на камыле» вошли 208 мелодий различных лет, звучащих на этом старинном адыгском музыкальном инструменте. Созданный Замудином Гучевым фольклорно-этнографический ансамбль «Жьыу» способствовал возрождению и развитию аутентичного песнопения и популяризации старинных адыгских инструментов. В своем творчестве ансамбль сочетает традиционные формы исполнения на старинных музыкальных инструментах – шичепшине, апапшине, гармонике, все чаще звучащие сегодня, а также на менее распространенных камыле и зурне, а также исполнение старинных адыгских песен в новом, объемном звучании. При содействии Министерства культуры Адыгеи З. Гучевым было открыто фольклорное отделение в Республиканской детской школе искусств имени Кима ТЛЕЦЕРУКА, где дети изучают изготовление шичепшины, плетение циновки, игру на адыгской скрипке и других национальных инструментах, родной язык и культуру. Многие его ученики - призеры и лауреаты международных, российских и республиканских фестивалей и конкурсов. Сам мастер активно участвует в международных и межрегиональных научных конференциях по национальным музыкальным культурам, организовывает межрегиональные фестивали исполнителей игры на шичепшине и камыле, концерты-хьэщlэщ (гостевые) с целью сохранения и продвижения адыгской народной музыки и народного песнопения. Во всех начинаниях мастера поддерживает супруга - Раиса УНАРОКОВА, профессор, доктор филологических наук, фольклорист, автор издания «Фольклор адыгской диаспоры в Турции».

 Настоящий энтузиаст своего дела, Замудин Гучев построил в пригороде Майкопа творческую мастерскую, переросшую в музей-мастерскую и получившую в народе название «Живой очаг», где мастер передает свои знания и накопленный опыт. Для многих воспитанников занятия стали не только школой мастерства, но и духовного роста. Этот уникальный музей адыгской народной культуры приобщает к ней жителей и многочисленных туристов региона, для которых Замудин Гучев постоянно проводит творческие встречи и мастер-классы. Региональные, федеральные и международные СМИ снимают о нем и его просветительской деятельности сюжеты и передачи, пишут статьи. Несколько сюжетов было выпущено российским телеканалом «Культура». Инструмент шичепшина был включен в «Топ-1000 культурных и туристических брендов России», а также в «Топ-100 оживления традиционных видов народного искусства», в чем, несомненно, заслуга мастера.

Лилиана ШОРДАНОВА. Фото Тамары Ардавовой

Поделиться:

Читать также:

20.09.2024 - 08:09

Судьбоносные случайности

Эмма СОКУРОВА считает, что ей повезло совмещать работу с вдохновением, ведь в деятельности преподавателя технологии всегда есть место творчеству. А любимые книги сопровождают ее и дома, и на работе.
13.09.2024 - 09:25

Остаться на плаву

Для Артура ЗАХОХОВА чтение это с детства новые открытия и, по его словам, ничто не сравнится с трепетом, который испытываешь, беря в руки новую книгу. К каждому произведению Артур подходит избирательно, если сразу не получилось проникнуться, откладывает на потом, чтобы дать второй шанс.
06.09.2024 - 10:34

БАБУШКАМ ПО ПЛЕЧУ И КЕКСИКИ, И РАССЛЕДОВАНИЕ

На вопрос о любимом литературном жанре Зарема ХАЦЕВА сразу отвечает, что это детектив и приключения, любовь к которым тянется с детства.
06.09.2024 - 10:33

ПРАВДИВЫЙ ВЗГЛЯД НА ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО

В Институте гуманитарных исследований состоялся семинар «Аксиология пространства в мемуарном повествовании. К юбилею Алима Кешокова и Хапачи Каширгова».
30.08.2024 - 08:09

«В нас разрастается и цветет то, что мы поливаем»

Несмотря на техническое образование Рита СЕМЕНОВА много лет работает в творческой сфере в театре. Рита называет это иронией судьбы, ведь в детстве она мечтала о сцене, но побоялась «неденежной» профессии, однако, судьба все же привела ее в театр, хоть и не на сцену, а в костюмерный цех.