Река Печора - моя слабость и силаИнессу ОРЁЛ было очень интересно слушать на дискуссии «СМИ как площадка для национальных авторов», проходившей в дни фестиваля национальных литератур народов России в июне в Москве. Молодой директор холдинга «Издательский дом Коми», как показалось, оптимистично смотрит на будущее родного языка, готова к экспериментам и проводит их в широком кругу своих единомышленников. – Инесса, мы все знаем, что читают на родных языках старшие. Есть ли молодежь среди ваших читателей? – Молодежь есть, но ее немного. Если молодежь нас не видит или не замечает, значит, надо развернуть ее лицом к нам. Значит, в наших СМИ, в наших группах в социальных сетях и в нашем магазине «Ордым» должна быть актуальная для них информация и продукция. Как, например, наша линейка сопутствующей продукции «ЛОК ТАТЧÖ» с популярными коми фразами. Мы ее презентовали на Коми ВДНХ. Теперь футболки заказывают для себя, в подарок друзьям, родным. К футболкам добавились блокноты, стикерпаки, кружки, значки. Фразы-надписи мы придумывали не сами, а обратились к землякам в соцсетях. Мы попросили их вспомнить расхожие коми фразы, ставшие крылатыми и известные не только коми людям. Мы заметили, что молодежь приняла это на ура. Общее название линейки – «Лок татчö» – многозначное. В переводе на русский это значит «Иди сюда» – и это посыл нашим будущим читателям и клиентам. - Как было в вашей семье? Говорили, читали на родном языке в детстве? – Помню, как я маленькая сижу на бабушкиной кровати и читаю журнал «Чушканзі», который она выписывала, он мне очень нравился. Журнал «Би кинь» и газету «Коми му» выписывали родители. В «Би кинь» я даже сама что-то отправляла, рисунки, какие-то другие творческие работы. Всегда с удовольствием читала его, разгадывала кроссворды, искала знакомые фамилии, смотрела географию. Но надо признать, что тогда было другое время все-таки. – Да, было другое время, другие подходы. Сейчас мало желающих работать в национальной журналистике. – Действительно, у национального журналиста аудитория ограничена, но это те люди, которые ему доверяют хотя бы потому, что он говорит с ними на родном языке. Помогать работе национального журналиста теоретически должны организации и ведомства, продвигающие и сохраняющие национальный язык и национальную культуру. Нам надо работать в одной связке с этими организациями и ведомствами. Вместе с ними мы сохраняем и популяризируем наш язык. Каждый своими методами, но с одними и теми же людьми, на одной земле. У каждого из нас свои успехи и проблемы, планы и идеи, которыми мы могли бы поделиться для успеха общего дела – сохранения государственного языка нашей республики. – На какие темы следует делать упор в главной национальной газете, издаваемой в республике? – Наши СМИ – это прежде всего имиджевый продукт, поэтому в них должно быть все, что характеризует нашу республику. Это в какой-то мере и рупор органов власти, и кладовая человеческих историй, и вклад в сохранение коми языка. И только в этом наша особенность и уникальность. В остальном – нам бы не хотелось отличаться от лучших современных эффективных средств массовой информации. – Как вы популяризуете свои издания? – Мы обновили сайт (его название komikerka.ru), группы «ВКонтакте» наших СМИ и магазина «Ордым», появились инстаграм- и телеграм-аккаунты, увеличиваем количество подписчиков. Это наше лицо. Здесь важно все, вся упаковка. В наших СМИ мы стали использовать куар-коды, которые выводят читателя на видео по теме статьи… Это тяжело, но надо перестраиваться с печатной версии на электронную, планировать журнал в новом формате, чтобы читатель его читал, слышал, видел. У нас действует акция «Льготная электронная подписка». – Что для вас в приоритете, для «Издательского дома Коми» - зарабатывание денег или популяризация родного языка ? – Мы помним, что мы все-таки созданы не для зарабатывания денег, мы - просветители. Деньги – это важно, но это средство, а не цель. В нашем случае вопросы экономики должны быть решены для того, чтобы не отвлекаться от нашей главной задачи – давать возможность коми народу читать на своем родном языке, жителям и гостям нашей республики показать нашу самобытность, нашу историю, нашу культуру. И здесь, конечно, очень важна работа команды. В целом, понимание и стремление к общей цели есть. Досье «Горянки» Инессе Орёл 30 лет, родилась в селе Няшабож Ижемского района Республики Коми. Училась там же с 1 по 11 класс в национальной школе. Зарина КАНУКОВА. Фото из личного архива И. Орёл
Поделиться:Читать также:
|