ВАГОН, ПЛАЦКАРТ, ЧЕМОДАНЫ… ПОЕХАЛИ!Очередная постановка адыгского молодежного театра «Сыринэ» предлагает порассуждать о личных и социальных проблемах через неординарные жизненные ситуации. Это пьеса о недетских сложностях подростков, которые еще не знают, как разобраться в себе и обезопаситься от окружающего мира. Первый адыгский молодежный театр открыт и действует как проект фонда по сохранению родного языка «Черкесский мир». В спектакле «Мафlэгу» («Поезд»), премьера которого состоялась на прошлой неделе, драматург Зарина КАНУКОВА сталкивает героев в ограниченном пространстве плацкартного вагона. С самой первой сцены обстановка уже накалена, мы врываемся в водоворот эмоций, обид и взаимных претензий. Пять взволнованных подростков обсуждают произошедшее. Они остались одни, без сопровождающего преподавателя. Растерянные и уязвимые, подростки начинают искать виноватых, оправдывать свои действия перед остальными и перед своей совестью. До самой последней сцены этот нерв сохраняется натянутым, будто вот-вот лопнет. Своеобразный вакуум обнажает истинные эмоции, которые каждый из героев пытается замаскировать под благородный предлог. Страх заставляет нападать на подругу, вселяя в остальных сомнение – действительно ли она плохо себя чувствует или в очередной раз хочет привлечь всеобщее внимание. Ревность вынуждает обвинить друга в нечестном участии и незаслуженной награде. Зависть в пылу ссоры срывает с языка обвинения не только в адрес «мажора», но и его родителей. Из уст подростков зрители слышат рассуждения о неравном положении в обществе. Герои могут иметь одинаковое социальное происхождение и воспитание, но проживать совершенно разные судьбы. Сами ли они пришли к таким выводам или слышали подобные слова от родителей? Тема трогательной подростковой любви едва затрагивает сердца зрителей, как оборачивается недоумением. Что из этого правда? В пьесе все не так однозначно, как кажется. Философский текст показывает, что на самом деле все мы - неуверенные в себе дети. Просто, став старше, искусно научились скрывать свою неуверенность. Задыхаясь в собственных переживаниях, юные пассажиры стремятся выйти из вакуума, для чего им приходится буквально физически покинуть его. И снова у зрителей вопросы. Куда? Что будет с ними? А как же отставший от поезда преподаватель? К удивлению, его зовут Нурби Рашидович, его трогательное появление в финале спектакля вызывает у зрителей улыбку – у него такое же чувство юмора и ироничность, какими обладал любимый преподаватель Нурби Рашидович ИВАНОКОВ, кандидат филологических наук, доцент кафедры кабардинского языка КБГУ. Интересный прием – присутствие загадочной попутчицы, которая раскрывает то, о чем ребята хотели бы умолчать. В ее руках – настольная статуэтка в виде белой маски, которую она то густо закрашивает черным, то стирает. Может, это аллюзия к адыгскому понятию «напэ къабзэ» - чистая совесть? Финал пьесы переворачивает все с ног на голову, и зрители настолько же впечатлены, насколько и ошарашены. Но это самое приятное после прочтения или просмотра произведения – смаковать, размышлять и распутывать. «Поезд» - уже третья постановка студии, за прошедший период воспитанники подросли во всех смыслах. Несмотря на юный возраст, подход к работе у ребят зрелый. Волнение присутствует перед каждым показом, как признаются сами студийцы, каждый осознает ответственность перед автором, режиссером и всеми, кто стоит за ежедневной работой тетра. И, конечно, для каждого юного актера мнение зрителя ценно. Текст изначально пишется для молодых исполнителей, его не нужно адаптировать, в этом смысле огромная заслуга драматурга в том, что держит руку на пульсе, знает, как преподнести уже недетские проблемы и переживания еще не взрослым языком. Художественный руководитель студии, режиссер спектакля Ислам КАНКУЛОВ признается, что приоритетной задачей является сохранение языка, но в то же время он уделяет большое внимание всем аспектам театрального искусства. Каждая постановка – результат большой ежедневной работы. Образы актеров разбираются до мельчайших подробностей. После каждого показа «разбор полетов» и работа над ошибками. Небольшое недовольство собой для ребят естественно, каждый говорит, что мог бы сыграть лучше. Ислам Канкулов безошибочно считывает подходящий под тот или иной типаж характер студийцев. Однако признается, что иногда дает совершенно нетипичную для исполнителя роль, чтобы позволить выйти из привычного амплуа, действовать в предлагаемых обстоятельствах и в какой-то степени «сломать» себя. И ребята справляются на высоком уровне. «Мы играем на лучших площадках республики, – поделился режиссер, – кроме того, ребята снимаются в клипах, кино, участвуют в съемках передач. Двери студии открыты для всех желающих. В сентябре будет новый набор, мы приглашаем ребят с 14 лет не только в качестве актеров, но и волонтеров. На каждый спектакль есть два состава, на некоторые роли - три. Никто не остается без дела». В студии две новые девушки, которые влились в устоявшийся коллектив. Опять же, по признанию режиссера, заслуга их в том, что ответственно относятся к процессу и не пропускают репетиции. Что касается еще одного нового студийца - десятиклассника Давида ГООВА, его небольшая роль начальника поезда стала едва ли не самой ценной. Давид пришел в «Сыринэ» в сентябре и попросил принять его в студию, несмотря на то, что кабардинским языком не владеет. Настолько сильно его желание выучить язык отца, что он не ленится не только посещать репетиции, но и ходить на дополнительные занятия по кабардинскому языку. Ребята говорят, что для них работа в студии - отдушина. Здесь они забывают о школьных заданиях, контрольных и экзаменах. Театр – одна большая семья, и в этом заслуга не только самих актеров, но и их родителей, и всего коллектива. Лилиана Шорданова. Фото Тамары Ардавовой
Поделиться:Читать также:
|