ГЛАВНАЯ   КОНТАКТЫ                                                                                                  ГАЗЕТА «ГОРЯНКА»

                         

ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ В ЗЕРКАЛЕ КАЗАХСТАНСКОГО ПРОЦЕССА

Только что закончился судебный процесс в Казахстане, за которым следил весь мир. Молодая красивая женщина стала жертвой мужа-абьюзера, который избивал ее в течение семи часов, в результате женщина погибла. Табуированная тема домашнего насилия над женщиной и в нашей республике, впрочем, как и на Северном Кавказе в целом, также изобилует трагическими происшествиями: задушена молодая женщина в Северной Осетии, убита и тайно, ночью, похоронена еще одна жертва избиения в Чечне, в Ингушетии молодой муж на глазах детей забил жену до смерти. В этом трагическом списке и мы «отличились»: в Чегеме вся семья, включая свекров, благополучно наблюдала многочасовой акт истязания двадцативосьмилетней женщины, а стражи здоровья, приехавшие на «скорой», отказали в госпитализации, в результате не стало матери маленьких детей.

Хочется крикнуть: ау, люди! Все это происходит на наших глазах, мы это наблюдаем у соседей, знакомых, а то и родственников. Аксиома гласит: в чужую семью нельзя вмешиваться, потом сами помирятся и тебя же обвинят, но не желание ли наше уйти от ответственности, связываться и беречь свой покой любой ценой руководит нами?

Как-то в Греции, в красивом городе Агос-Николаос, я встретила землячку с Северного Кавказа, хозяйку шубного бутика. Ее история довольно типичная: не доучившись, была украдена женихом, потом служила, как рабыня, мужу и его семье, получая упреки за небогатое приданое, а после рождения ребенка и вовсе начался сущий ад, поскольку никто от домашних обязанностей ее не освобождал, а муж, подстрекаемый матерью, стал ее поколачивать.

Закончилось тем, что ребенок умер, а она, попав в Грецию вместе с родственницей мужа, торгующей шубами, тайно сбежала и попросила политического убежища, потому что вернуться означало для нее умереть. Удивило даже не то, что ее родители отказались от нее, как от величайшего позора семьи, она ведь предпочла выжить, а не молча умереть или остервенеть, а то, что материальную помощь ни они, ни сестры, которые тайно с ней переписываются, не отвергают. Рыдая, эта красивая молодая женщина, у которой теперь все хорошо, муж-грек и его семья замечательно к ней относятся, рассказывала, что на ее жалобы все, включая родную мать, отвечали: надо терпеть, такова женская доля, когда-нибудь все наладится, и у других так же..

Точную статистику по домашнему насилию взять неоткуда – огромное количество жертв молчит об этом, предпочитая скрывать происходящее с ними, и только трагические события, о которых уже шла речь, что-то выносят на поверхность.

Вы знаете, что существующие кризисные центры на Северном Кавказе совсем не афишируются, боясь пьяных расправ со стороны «оскорбленных» джигитов, чьи жены, не найдя поддержки у родителей или не имея таковых, вынуждены скрываться?

Проблема домашнего насилия особенно актуальна в селе, где, без сомнения, много замечательных семей и много преимуществ: красивая природа, чистый воздух, близость к земле, собственные качественные продукты, общинность, простота нравов, более тесные коммуникации.

Но часто рутинная ежедневная работа лишает человека потребности развиваться, реализовывать свои потребности как творческой личности. Простота нравов порой оборачивается грубостью, искренность – чрезмерной прямолинейностью. Еще хуже то, что женщина здесь не имеет другой цены, кроме как работница, у нее нет права болеть, элементарно простужаться, быть ослабленной из-за беременности и родов: скотина этого не понимает, поэтому, как бы тебе ни было плохо, встань и иди. Твою работу за тебя делать никто не собирается.

Удивляет и даже возмущает отношение определенной части мужчин к своим женам. Рассказывала студентка: соседская сноха, будучи на сносях, вместе с мужем нагружала повозку мешками с картошкой и ужаснулась: она же сейчас родит. На что ее свекровь заметила:

- Это что! Неделю назад ей было плохо утром, не смогла встать на дойку. Так ее благоверный набрал по наущению своей матери ледяной колодезной воды и окатил лежащую: вот теперь болей.

Другая молодая женщина, муж которой разводил скот и продавал мясо на рынке, а в конце пастбищного сезона сразу забил пять единиц крупного рогатого скота, в конце октября целый день мыла в холодной воде внутренности этих животных и, конечно, сильно заболела. Пришлось надолго лечь в больницу, а благоверный вместо того, чтобы следить за детьми и навещать жену в больнице, спутался с разбитной разведенкой и объявил еле стоящей на ногах после выписки женщине, что теперь она ему не нужна и должна убраться с глаз долой, пока он ее не прибил.

Казалось бы, при такой жизни женщины должны быть солидарны и поддерживать друг друга, но жизнь на выживание озлобляет их, они готовы часами перемывать косточки какой-нибудь такой же бедолаге.

Отдельный разговор – отношения свекрови и невестки. Редко в какой семье между ними складываются, если не хорошие, то приличные отношения, и то часто потому, что у обеих есть внутренние тормоза и обе умеют притворяться. Черкесская поговорка точно передает одно из главных требований к молодой снохе: она умеет обманывать. Речь, конечно, идет не о вульгарном вранье, а о том, что невестка умеет многое не заметить, из плохого сделать хорошее, быть крайне сдержанной в диалогах.

Мужчине, сыну, всегда предлагается некий выбор: либо мать, которая его любит без всяких условий, родила и воспитала, поэтому невестке не прощается ничего, что вовсе не замечается не только в дочери, но и нейтральной фигуре, либо жена, которую он привел в дом добровольно по большой, как ему кажется, любви и которая, не выдержав семейного гнета, предпочтет развод. Теперь такие времена, видите ли, когда эти вертихвостки получили много воли, если раньше любая мать говорила своей дочери, что нужно все перетерпеть, и ни в коем случае не допускала возвращения дочери в отчий дом, то теперь родители, угнетая свою невестку, поддерживают дочь во всем, вплоть до покупки жилья для нее и помощи в автономном существовании.

Как правило, в таких случаях молодой отец приходит навестить детей раз, два, три, да так и остается. Свекровь проиграла безоговорочно образованной работающей невестке. Но чаще наоборот: снохе некуда идти, и она вынуждена терпеть произвол свекрови, тяжелый повседневный труд в доме и на приусадебном участке, пьянство, измены, а то и побои мужа, пока не станет сама свекровью и не получит в полное владение ту, на которой, наконец, выместит все свои комплексы и обиды. Таким образом, мужчине остается небольшой выбор: или инфантильный маменькин сынок, и тогда он участвует в войне на стороне матери и гнобит свою жену, или подкаблучник, который ругается с матерью из-за жены и мечтает покинуть ненавистный родительский дом, но из-за отсутствия финансовых возможностей даже не может снять жилье.

Как правило, мужья-сыновья выбирают третье: оставляют поле битвы, где так и носятся электрические разряды, и норовят каждый вечер уходить к таким же убежавшим от проблем приятелям, где весело проводят время за бутылкой. Года два-три, и они уже алкоголики. Самые низко павшие свекрови ждут, пока сын придет на бровях, и путем разных доносов и инсинуаций добиваются скандала, а то и побоев в новой семье. Правда, потом сделают вид, что так, сынок, нельзя, кулаки в ход пускать, но ведь невестка тоже все прекрасно понимает.

А свекровь, напившись крови, спокойно засыпает. Не знает она, что когда-то ее покинут силы, а невестка войдет во власть, и тогда ей сторицей вернутся все каверзы. К этому времени свекор, как правило, перейдет в мир иной, другие дети находят тысячу причин, чтобы не брать старушку к себе, хотя всем встречным и поперечным охотно рассказывают о невестке-стерве и брате, которого ведьма так подмяла, что без ее разрешения он никого не посещает. Слушатели делают сочувственное лицо, ахают, но ничего нового в этих разговорах нет, у самих так же. Встретив невестку и спровоцировав ее на жалобы, они и ее выслушают чуть ли не со слезами сопереживания.

Что делать, мир строится на лицемерии, которое называется вежливостью, тактом и деликатностью. Иногда встречается мудрая и тактичная свекровь, которая понимает внутренние мотивы своей антипатии и стыдится их, знает, что и другая, и третья жена сына будут иметь свои недостатки, поэтому старается дружить с невесткой и не вмешиваться в ее отношения с сыном. Но таких очень мало. Как правило, в селах встречается другой тип недоброжелательной, плохо образованной и агрессивной особы, разрушающей брак сына любыми способами, в том числе открыто враждебными. Есть еще один опасный тип, который создает образ приятной внешне и даже очаровательной дамы, но влияющей на сына на скрытом уровне и потому еще более коварной и разрушительной.

Типичные отношения можно было наблюдать в семье, где сноху окатили колодезной водой. Там ругань не прекращалась ни на час, а молодой муж называл свою благоверную не иначе как «эй, ты, дурында, тупица, грязнуля», смотря по настроению, что не мешало ему заводить регулярно от нее детей. В итоге такая же дурно воспитанная и не имеющая пристанища и образования жена ушла, взяв грудного ребенка и оставив со свекровью троих старших детей.

Вскоре ее лишили материнских прав, а муж вновь женился. Но свекровь, которая на первых порах пыталась быть любезной, быстро перешла к старым привычкам, и новобрачная тоже вскоре сбежала от чужих детей, размазни-мужа и его явно ненормальной матери. Теперь были несчастны все: дети, лишенные материнской любви и заботы, молодой мужчина, за которого никто не хотел замуж, его мать, на чьи старые плечи упали заботы о троих малолетних детях, мать этих детей, которая иногда приезжала и пыталась хотя бы через забор на них посмотреть. И даже самый маленький, поощряемый бабушкой, взяв в руки камень, оскорблял мать непечатными словами.

Это всего лишь одна сторона проблемы, потому что воспитанный в национальных традициях молодой человек никогда не будет кулаками «воспитывать», как любят выражаться горе-мужья, женщину, даже если она далека от идеала.

Помню, в моем детстве мой дада узнал, что соседский сын поколотил свою жену. Он покрутил головой и сказал:

- Он не черкес. У него плохая кровь, он хамшари (бездомный бродяга, попрошайка). Я всегда подозревал, что эта семья пришлая, не наша. И добавил - еще Казаноко (адыгский мыслитель, философ) сказал: настоящий мужчина нежен и мягок с женщиной, трусливый и подлый вымещает на ней свои неудачи.

Хочется, чтобы об этом помнили все молодые люди, которые вступают в брак. Чтобы они понимали: современная молодая женщина не готова терпеть домашнее насилие бессловесно и безропотно хотя бы потому, что она гораздо более интегрирована в мир, чем ее ровесница даже двадцать лет назад. Она не такая, как ее бабушка, как ее мама: пользуется интернетом и знает, как живут другие женщины в разных странах, получает образование и профессию, что помогает повысить самооценку и дает свободу, гораздо решительнее в своих поступках. А самая большая мужская ошибка называется «куда она денется». Денется, поверьте. Всем нам хотелось бы пожелать меньше равнодушия и к тому, что происходит в мире, и к тому, что происходит рядом с нами, не мириться с тем, что рядом с нами забивают до смерти женщину, как бы при этом она ни была в чем-то виновата... Может быть, и наша жизнь от этого станет немного лучше?

Людмила ШАУЦУКОВА, культуролог. Фотоколлаж Тамары Ардавовой

 

 

Поделиться:

Читать также:

17.01.2025 - 09:09

Путешествие к новым знаниям

В экономике многих стран индустрия туризма играет одну из важнейших ролей. Туризм давно вышел за рамки путешествий ради отдыха и удовольствия. С быстрым развитием инфраструктуры и технологий появляются новые формы, среди которых научно-популярный туризм.
16.01.2025 - 12:34

В филиал фонда «Защитники Отечества» поступило более 17 тысяч запросов и обращений

О деятельности филиала государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» по Кабардино-Балкарской Республике в 2024 году рассказывает его руководитель Муаед ДАДОВ.
15.01.2025 - 09:02

Современная образовательная среда республики

Модернизация и строительство новых школ – два самых важных направления, реализуемых сегодня в сфере образования Кабардино-Балкарии. Комплексный подход к проведению капитального ремонта дает возможность создать комфортную, безопасную и современную образовательную среду.
15.01.2025 - 08:48

Дороги победы Курпских высот

11 января в Терском районе состоялось массовое восхождение на Курпские высоты, посвященное 82-й годовщине со дня освобождения Кабардино-Балкарии от немецко-фашистских захватчиков.
01.01.2025 - 09:12

Искусство с урбанистическим характером

От наскальных рисунков наших предков до настенных объявлений в наши дни - надписи и рисунки на стенах городов и сел сопровождают человеческую цивилизацию.