Сама судьба привела меня в профессиюМолодой учитель истории и обществознания МКОУ «СОШ №3» с. Нижний Куркужин Баксанского муниципального района, магистрант последнего года обучения социально-гуманитарного института КБГУ по направлению «история» Шамиль УСПАНОВ стал победителем регионального этапа всероссийского конкурса «Учитель года России-2024». Осенью он будет представлять Кабардино-Балкарскую Республику на федеральном уровне конкурса профессионального мастерства. Трудовой стаж Шамиля Саламбековича составляет всего три года. Но ему и этого хватило, чтобы понять: быть учителем - его призвание. А участие в конкурсе – один из способов набраться опыта и реализовать свой профессиональный потенциал. - Я чеченец, но живу в Малгобекском районе Республики Ингушетия, - рассказывает Шамиль Саламбекович. – В Кабардино-Балкарии получают образование многие студенты из Ингушетии и Чечни. Я всегда слышал много хвалебных слов об этой республике, о Нальчике, поэтому захотелось учиться именно здесь. При этом никогда не планировал стать учителем, тем более работать в одной из сельских школ КБР. Но судьба распорядилась по-своему, чему я очень рад. Все изменилось, когда на историческом факультете КБГУ проходил археологическую практику в районе Верхнего Куркужина – скифское наследие. Было интересно находить останки людей, животных и вещи, которые остались от некогда могущественного племени скифов, живших на территории Северного Кавказа. Было волнительно прикоснуться к прошлому и пусть, хотя бы немного, приоткрыть завесу времени, скрывающую от нас события тех времен. Помимо костей, которые довольно плохо сохранились, мы находили вазы и украшения. Но самой ценной находкой того года был акинак – скифский меч. К сожалению, он тоже не особо сохранился, но все же является значимой находкой. Во время практики мы жили в третьей школе Нижнего Куркужина, где и познакомился с директором учебного заведения Бесланом Мусаевичем НАРТОКОВЫМ. Он уговорил меня поработать учителем в их школе. Я подумал: почему бы не попробовать. Замечательный коллектив школы с первого дня принял меня как близкого человека. Приезжаю туда как к себе домой, чувствую себя комфортно. Люблю учить и учиться - У нас с учениками взаимовыгодные отношения. Мне интересно учить детей, делиться с ними своими знаниями, открывать им новые миры. Вместе с ними закрепляю и свои знания, учусь и узнаю с детьми что-то новое и интересное. Выступая перед детской аудиторией, преодолеваю свою неуверенность и обретаю опыт ораторского искусства. Не приятно, когда кто-то из учеников не хочет учиться. Но такие дети всегда были и будут. А чтобы заинтересовать ребенка своим предметом, надо не излагать сухой материал, а подкреплять интересными методами и способами передачи информации. Например, через исторические фильмы или литературное произведение. Показ фрагментов или отрывков художественных произведений помогает проявить в них интерес к теме. Если говорить о моем личном примере, историей я всерьез заинтересовался в пятом классе из-за нехватки учебников. Мы сами докупали недостающие. Помню, как после окончания четвертого класса на рынке случайно увидел учебник «История Древнего мира» и купил. Меня так заинтересовал изображенный на обложке храм Парфенон, что решил узнать о нем все. Так началась моя экскурсия в историю. Кроме этой дисциплины, мне была интересна юриспруденция. Но история - смежная наука, которая охватывает и культуру, и юриспруденцию, и социологию, и экономику. Поэтому и выбрал это направление. Сложившееся в последние десятилетия стереотипное мышление о том, что профессия учителя не мужская, постепенно уходит в прошлое. Отчасти это было связано с низкой заработной платой учителей. Но благодаря целенаправленной государственной политике в сфере общего образования возвращается былой престиж педагогического работника. В школы стало приходить больше мужчин, и соответственно в конкурсах профессионального мастерства их тоже стало больше. Лично для меня конкурс – возможность показать себя, получить определенную долю адреналина и набраться профессионального опыта. Каждая победа прибавляет уверенности в своих силах и хочется развиваться дальше. Если бы я был министром - Одним из заданий на региональном уровне конкурса «Учитель года» была беседа с министром просвещения КБР Анзором ЕЗАОВЫМ, во время которой каждый участник должен был представить проект перспективного развития системы образования, если бы он был региональным министром ведомства. Мне кажется, каждый учитель хотя бы раз задавался таким вопросом. Вот лишь некоторые пункты из моего проекта. Система оценки. Она должна учитывать не только текущий уровень знаний, но и планируемые результаты, включая личностные и метапредметные компетенции. Необходимо создать систему оценивания, которая позволит оценить все виды компетенций учащихся. В целом важно совершенствовать образовательные технологии и методы, чтобы обеспечить качественное современное обучение, соответствующее потребностям нынешнего общества. Относительно ЕГЭ. На федеральном уровне по анализу ЕГЭ исследования показали, что самое слабое звено - низкая сформированность метапредметных компетенций обучающихся, что говорит о необходимости повышения универсальности учебных действий. Из-за низкого уровня метапредметных компетенций у обучающихся страдает функциональная грамотность. Необходимо сделать учебники более узкой направленности для подготовки к ЕГЭ. Форма обучения. Профориентационная работа в школе играет ключевую роль в формировании будущего специалиста. Важно внедрить профориентацию через предметную деятельность, чтобы помочь детям понять свои предпочтения и найти призвание. Технологии обучения также требуют изменений, чтобы сделать уроки более интересными и эффективными, включая использование современных информационных ресурсов и адаптацию гаджетов к образовательным целям. В рамках цифровых технологий и ресурсов сейчас имеется достаточно широкий выбор, надо этим пользоваться. Естественно, сейчас невозможно представить жизнь без гаджетов, поэтому исключить их не получится. Нужно их не запрещать, а вводить как элемент для обучения, повышения интереса к обучению и мотивации. Кадры. Создание благоприятных социальных условий, таких как высокая зарплата, социальная квартира, переходящая в собственность специалиста после десяти лет работы. Данная манипуляция с высокой долей вероятности способна привлечь и удерживать в сфере образования педагогов. Также отчасти сюда можно отнести отслеживание в вузах со студенческой скамьи некоторых кадров для профессиональной подготовки специалистов, которых руководители школ могли бы приглашать и агитировать. Я бы предложил улучшить социальный пакет педагогов, чтобы стимулировать их к развитию и росту. - В свете последних политических событий на мировой арене наверняка школьная программа истории и обществознания претерпела изменения? - Стали больше делать уклон на патриотическое воспитание. С 2023 года получили новые учебники для 10-11-х классов. А с 2025 года обществознание как предмет будем преподавать с 9-го по 11-й класс, а с 6-го по 8-й упразднят. Вместо этого добавятся часы по истории. - У вас есть амбициозные профессиональные планы? - Они есть у каждого человека. Но я считаю, что планы любят тишину. Предпочитаю больше делать, чем говорить. В числе ближайших планов – участие на всероссийском уровне в конкурсе «Учитель года». Сейчас в процессе подготовки. По плану он должен состояться в сентябре - октябре и пройдет в два тура. Первый в Саратове – откуда победитель прошлогоднего конкурса, а второй тур непосредственно в Москве. Я благодарен Баксанскому муниципалитету, управлению образования района, руководству и коллективу школы за то, что поверили в меня и мои силы, приняли в педагогическое сообщество без всяких сомнений, помогают и поддерживают во всем. Для меня большая честь и ответственность представлять ставшую для меня родной Кабардино-Балкарию на федеральном этапе конкурса. Буду делать все, чтобы республика достойно заявила о себе на этом уровне. Алена КАРАТЛЯШЕВА
Поделиться:Читать также:
|