Связывают мир глухих с миром слышащихНа базе Нальчикского городского филиала Республиканского центра социального обслуживания населения Министерства труда и социальной защиты КБР действует диспетчерская служба для инвалидов по слуху по предоставлению консультационно-информационных услуг. Она была создана в 2015 году и стала незаменимой поддержкой для всех жителей республики, по волею судьбы вынужденно живущих в мире без звуков. Об истории создания Центра и его буднях мы поговорили с сурдологом Джанеттой ТЕБАЕВОЙ, которая вместе с мамой Раисой ТЕБАЕВОЙ стояла у истоков службы. - Мама - сурдопереводчик с 30-летним стажем, - говорит Джанетта Музафаровна. - К ней тогда от Министерства труда и социального развития КБР поступило предложение помочь в создании диспетчерской службы для инвалидов по слуху. Конечно, мама не отказала. Тем более, что она на тот момент уже много лет работала переводчиком при Обществе глухих и знала многих инвалидов по слуху. Вместе с ней у истоков создания службы были я и еще одна сотрудница. Тогда наш офис располагался в здании министерства. Затем диспетчерскую перевели на Хуранова, 1, где находимся и сейчас. Сурдопереводчиком мама стала не случайно. В молодости она познакомилась с моим отцом – инвалидом по слуху. Он постепенно научил ее общаться с ним на языке жестов. Со временем помогать инвалидам по слуху социализироваться в мире слышащих стало для нее призванием. Я тоже с детства привыкла общаться с отцом с помощью жестового языка, но поначалу не видела в этом свое призвание. Владела более обывательским языком. А когда решила стать сурдопереводчиком, в 2010 году поехала в Санкт-Петербург получать эту профессию. Им знакомы все трудности - Сейчас в нашем коллективе, кроме меня и мамы, работают еще три сурдопереводчика – Джульетта ТЛИХУРАЕВА, Марина КЕРЕФОВА и Елена ПРОДОВИКОВА. На самом деле никто на эту службу не приходит просто так. Все так или иначе столкнулись в жизни с этой проблемой, у всех в семье есть глухонемые. Поэтому им знакомы трудности, с которыми эти люди сталкиваются в обычной жизни. Им ежедневно нужно решать те же проблемы, что и здоровым людям. Диспетчерский центр помогает передавать информацию от инвалида по слуху представителям органов власти, служб ЖКХ и социальных учреждений. Мы помогаем связаться с оперативными службами – полицией, пожарными, скорой помощью, узнать расписание врача, записаться к нему, сопроводить в лечебное учреждение и так далее. А если вызвали врача на дом, необходимо с ним общаться по видеосвязи или сопровождать глухонемого в медицинское или другое учреждение. Например, на днях отравился ребенок, маму и его надо было по видеосвязи сопроводить в инфекционное отделение, чтобы она могла пообщаться с врачами. Конечно, каждый случай требует особого внимания. Но один, который был в практике моей мамы, особенно запомнился. Позвонил абсолютно глухой парень из села Баксанского района и объяснил, что его отцу плохо, он лежит без сознания. Срочно вызвали скорую, и его успели спасти. Ситуация непростая, потому что инвалида по слуху не имеет смысла звать на помощь, он не услышит. Хорошо, что он вовремя увидел состояние отца и незамедлительно принял решение позвонить нам. На связи круглосуточно - В базе диспетчерской службы 264 человека, которые периодически обращаются к нам за помощью. К сожалению, этот список только пополняется. В их числе и инвалиды по слуху, которые приехали к нам с Украины. Оказание услуг происходит круглосуточно. Потому что необходимость в нашей помощи может возникнуть в любой момент. Вдруг ребенок заболеет или нужно вызвать полицию, то есть ситуации бывают разные. В среднем в месяц около 400-450 обращений. Нам звонят со всей республики. Некоторые, даже переехав в другой регион, по привычке обращаются именно к нам. Мы со всеми уже знакомы, в курсе всех обстоятельств, знаем все жизненные нюансы, нам не нужно что-то объяснять. К тому же глухому человеку комфортнее общаться с тем переводчиком, к которому он привык, ему легче считать текст с его рук и губ. Маме звонят круглосуточно, у нее никогда не бывает выходных, потому что многие знают ее и предпочитают общаться именно с ней. Две ее подопечные девочки – инвалиды по слуху сейчас учатся в университете. В учебный период мама сопровождает их на учебу. Сидит с ними на всех занятиях, переводит лекции и говорит, что сама учится с девочками и узнает много нового. Инвалидов по слуху в республике становится все больше. К нам обращаются в основном те, у кого нет ближайших родственников, которые жили бы с ними и могли через них держать связь с миром. Есть целые семьи, где все глухие. Например, в семье из Прохладненского района 15 человек, и все глухие. Это братья, сестры, их дети и внуки. Только один сын с супругой говорящие. К сожалению, все больше детей рождается с таким недугом. Необязательно глухота врожденная, у некоторых она приобретенная по разным причинам. Но сурдопереводчиков в республике все меньше и меньше. Обычные люди - За девять лет суть работы нашей службы не изменилась, но с каждым годом улучшается техническое оснащение. Технике свойственно быстро устаревать и выходить из строя. По первому нашему зову ее меняют на новую. Всем официально признанным инвалидам по слуху бесплатно по индивидуальной программе реабилитации предоставляются услуги сурдопереводчика, телевизор с текстовым выходом, телефон с видеовыходом, с протезированным - слуховой аппарат, сигнализатор звука с вибрационной и световой индикацией в разной комплектации. Это может быть звонок в дверь либо на утечку газа или воды. А еще сигнализатор на плачь грудного ребенка. Аппарат сигнализирует светом или вибрирует, чтобы неслышащий человек мог увидеть и отреагировать. Раньше глухим выдавали кнопочные телефоны, чтобы они могли связаться с нами с помощью смс-сообщений. Теперь всех стали оснащать сенсорными телефонами, потому что общаемся с ними в режиме видеосвязи. С пожилыми людьми в плане использования гаджетов для общения немного сложнее. Но и они потихоньку учатся пользоваться ими. Большинство людей, которые никогда не сталкивались с миром глухих, не понимают, как и чем они живут. А они обычные люди с такими же потребностями и проблемами, как и у всех. Так же болеют, им нужно оформлять какие-то документы и ежедневно решать жизненные проблемы. Наша задача - помогать им в этом, чтобы чувствовали себя полноценными членами общества. Алена Таова
Поделиться:Читать также:
|