ГЛАВНАЯ   КОНТАКТЫ                                                                                                  ГАЗЕТА «ГОРЯНКА»

                         

ДОЛГАЯ ДОРОГА К СЕБЕ

Говоря о предпочтениях в литературе, Замира УРУСОВА отмечает, что с юности увлеклась поэзией, и эта любовь с годами не проходит. По ее словам, наизусть может зачитать около трех десятков поэтических произведений. Что касается прозы, здесь также предпочитает тексты тягучие, размеренные, с особым колоритом вне зависимости от того, к какой культуре принадлежит автор.

- Взяла бы на необитаемый остров роман Андрея ВОЛОСА «Возвращение в Панджруд». Роман нестандартный, с глубоким погружением в культуру и традиции Древнего Востока, долгая притча о «Царе поэтов» и его последнем ученике. Перед взором читателя расстилается широкая дорога от Бухары до Панджруда. На страницах книги оживает восточный мир - художественный язык писателя настолько точен, красочен и подвижен, что можно уловить запахи, звуки и цвета. В основу книги положено созерцание мира. «Возвращение в Панджруд» - это странствие не только в географическом пространстве, но и во временном.

За форматом прозы скрывается настоящая поэзия. И не случайно: главный герой книги - поэт. Джафар РУДАКИ, таджикско-персидский стихотворец, живший на рубеже IX-X веков. Именно он идет по длинной дороге, возвращаясь на свою родину, в Панджруд. Его верный спутник - мальчик-поводырь Шеравкан, оказавшийся рядом с «царем поэтов» вовсе не по своей воле. Андрей Волос в художественной форме переосмысливает историю жизни Рудаки, ослепленного по приказу эмира. Следует отметить, что это не биография, а художественное произведение, в то же время многие факты из жизни поэта соответствуют официальной версии, из которой писатель творит свою историю о том, что добро и красота не всегда побеждают в жизни, но всегда остаются в вечности.

В глазах невидящего героя мир прекрасен – в этом заключается парадокс книги. Все, что доступно его взору – темнота и ночь, но даже она может быть необыкновенной - «полупрозрачной, вышитой звездным бисером». Поэзия и воспоминания - вот что позволяет Рудаки оставаться по-настоящему зрячим. Герой обладает удивительным талантом сквозь один временной покров видеть другой.

В начале повествования непонятно, почему бедный юноша должен сопровождать пожилого слепого узника в далекий и ничем не примечательный Панджруд, но по мере развития событий все встает на свои места. История придворного поэта Рудаки становится основной темой повествования, а его возвращение на родину - финальным «взлетом» в его карьере. Читать этот довольно внушительный по объему роман - одно удовольствие. Автор мастерски владеет словом, погружая в волшебный мир с восточным колоритом. Вместе со слепым странником читатель побывает и на свадьбе, и на похоронах, и в царских покоях, и в хлеву бедняка. Герои останавливаются в караван-сараях, встречаются с другими путниками, обмениваются историями, спорят. Яркая находка – описание так называемой стены поэтов, где появились его первые стихи. Оказывается, на окраине города было место, где любой стихотворец мог повесить свое произведение, написанное на капустных листьях. Не знаю, можно ли отнести «Возвращение в Панджруд» к жанру романа-путешествия, но для героя это точно путешествие к самому себе, а для юноши путешествие к своему взрослению и пониманию жизни.

Автор психологически точно описал взаимоотношения людей и переменчивую человеческую натуру. Книга понравится людям, соскучившимся по великолепному литературному языку, так редко встречающемуся в современной литературе. Потрясающие метафоры, богатейший словарь, передающий многогранную восточную мудрость и колорит, погружают в описываемую эпоху, заставляя воображение остро переживать происходящее в романе, буквально проживая жизнь вместе с центральным героем. «Возвращение в Панджруд» относится к романам, читая которые, хочется продлить удовольствие от общения с героями, а после прочтения нуждаешься в некоторой паузе, желая подольше сохранить возникшее ощущение.

Лилиана ШОРДАНОВА. Фото Тамары Ардавовой

 

 

Поделиться:

Читать также:

20.09.2024 - 08:09

Судьбоносные случайности

Эмма СОКУРОВА считает, что ей повезло совмещать работу с вдохновением, ведь в деятельности преподавателя технологии всегда есть место творчеству. А любимые книги сопровождают ее и дома, и на работе.
13.09.2024 - 09:25

Остаться на плаву

Для Артура ЗАХОХОВА чтение это с детства новые открытия и, по его словам, ничто не сравнится с трепетом, который испытываешь, беря в руки новую книгу. К каждому произведению Артур подходит избирательно, если сразу не получилось проникнуться, откладывает на потом, чтобы дать второй шанс.
06.09.2024 - 10:34

БАБУШКАМ ПО ПЛЕЧУ И КЕКСИКИ, И РАССЛЕДОВАНИЕ

На вопрос о любимом литературном жанре Зарема ХАЦЕВА сразу отвечает, что это детектив и приключения, любовь к которым тянется с детства.
06.09.2024 - 10:33

ПРАВДИВЫЙ ВЗГЛЯД НА ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО

В Институте гуманитарных исследований состоялся семинар «Аксиология пространства в мемуарном повествовании. К юбилею Алима Кешокова и Хапачи Каширгова».
30.08.2024 - 08:09

«В нас разрастается и цветет то, что мы поливаем»

Несмотря на техническое образование Рита СЕМЕНОВА много лет работает в творческой сфере в театре. Рита называет это иронией судьбы, ведь в детстве она мечтала о сцене, но побоялась «неденежной» профессии, однако, судьба все же привела ее в театр, хоть и не на сцену, а в костюмерный цех.