ГЛАВНАЯ   КОНТАКТЫ                                                                                                  ГАЗЕТА «ГОРЯНКА»

                         

ДРЕВНИЙ ВИД ИСКУССТВА, НЕ ТЕРЯЮЩИЙ СВОЕЙ АКТУАЛЬНОСТИ

История использования людьми изделий из войлока насчитывает не одну тысячу лет, но Международный день войлока – праздник сравнительно молодой. В 2009 году в Риме в штаб-квартире продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН состоялось официальное открытие Международного года природных волокон. Его целью было повышение уровня жизни людей, производящих и перерабатывающих натуральные волокна и ткущие ткани для изготовления одежды и мебели. С тех пор Международный день войлока отмечается ежегодно в первую субботу октября.

Валять изделия из шерсти люди стали позже, чем делать ткань, потому что для этого сначала потребовалось одомашнить собак, лошадей и овец – поставщиков этой самой шерсти. При этом в процессе одомашнивания шерсть овец приобрела более чешуйчатый верхний слой, чем у диких сородичей, а люди обнаружили чудесное свойство этой шерсти - она может сваливаться, быстро оценив достоинства нового материала, получаемого в процессе валяния. Войлок оказался гигроскопичным и мягким, одинаково хорошо спасал и от холода, и от жары. А еще содержание ланолина в шерсти придавало ему защитные свойства. Конечно, наши предки этого не знали, но благотворное воздействие на здоровье заметили.

Стоит ли удивляться, что сегодня рукоделие, связанное с валянием из шерсти, вновь на пике популярности?! Модный фелтинг (таково международное название валяния из шерсти) осваивают, чтобы создавать одновременно теплые, функциональные и изысканные предметы одежды и интерьера.

О своем увлечении рассказывает рукодельница из станицы Котляревской Майского района Лариса СОБИЕВА. Она работает в средней общеобразовательной школе станицы Котляревской советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями и учителем изобразительного искусства. Родилась в Узбекистане в городе Термезе. После школы училась в знаменитом Загорском (ныне Сергиев-Посадском) художественно-промышленном техникуме игрушки на отделении росписи по дереву, в основном это были матрешки. По распределению несколько лет отработала в Твери на фабрике деревянных изделий и вернулась в Узбекистан. Во время афганской кампании познакомилась там с уроженцем Котляревки Михаилом СОБИЕВЫМ, который и привез ее в Кабардино-Балкарию.

- Валянием шерсти я занялась, уже живя в Майском районе, - рассказывает Лариса Николаевна. - Это произошло спонтанно в очень трудный для меня период, когда болел муж, а мои долгие вечера проходили в тягостном одиночестве. Пыталась как-то отвлекать себя рисованием, но мысли все время возвращались к проблемам. Как-то в интернете наткнулась на технику изготовления картин из шерсти. Меня это заинтересовало как что-то новое. Дома у меня для этого не было ни шерстинки. С трудом нашла материал в специализированных магазинах Прохладного и Нальчика. Конечно, мои первые работы были очень смешными, хотя тогда казались мне шедеврами. Самым первым стал портрет кота, сейчас с улыбкой смотрю на него, так как вижу все свои ошибки и погрешности, например, каким толстым слоем выкладывала рисунок. Потом в социальных сетях стала вникать в технические нюансы. Хочу дать несколько советов начинающим. Но перед этим надо немного рассказать об основных техниках валяния. Среди них выделяются две принципиально разные - сухое и мокрое валяние. Сухая техника позволяет сделать объемные поделки: сувенирные игрушки, различных зверюшек, брелоки и другие аксессуары. В конце процесса изделие нужно многократно проткнуть специальной иглой, чтобы слои войлока лучше сцепились друг с другом. Методика хорошо подходит для начинающих. Игрушка получается плотной и упругой. Чтобы проверить, правильно ли проделан каждый этап, нужно слегка прижать изделие. Если спустя несколько секунд оно вернулось в прежнюю форму, все действия были верными. Сухой метод используется, когда мы с помощью вытягивания тоненьких прядей из шерстяных ниток выкладываем какую-либо картину на плоской поверхности, используя пряжу разных цветов вместо красок. Это так называемая шерстяная акварель.

Мокрый вид валяния подходит для создания аппликаций, одежды, материала для сумок, покрывал и шарфов. Поделка должна быть плоской. Шерстяная основа выкладывается на рабочую поверхность в нужном рисунке. Материал смачивается теплой мыльной водой. Шерстинки хорошо скрепляются между собой, образуя полотно. Заготовка накрывается пищевой пленкой и сворачивается в рулон. Нужно долго укатывать материал, нажимая все сильнее. Результат работы – плавные переходы цветов и плотная структура. Из полученной основы можно сделать сумку, домашние тапочки или предмет одежды. У этой техники очень богатая история среди наших предков, живших на территории Кабардино-Балкарии, с ее помощью изготавливались знаменитые балкарские ковры – кийизы. Самым же популярным изделием в этой технике являются русские валенки. Это тоже очень древний вид промысла, достаточно трудоемкого. Валяние по натуральной ткани (как правило, это шелк) является отдельным направлением в искусстве войлоковаляния. Такой вид творчества называется нунофелтинг или нуновойлок. Шелк и шерсть легко соединяются и великолепно дополняют друг друга, создавая в результате удивительные изделия.

Сухой и мокрый метод можно совмещать. Я попробовала обе техники. Больше мне по душе пришлось сухое валяние - конкретно выкладывание шерстью различных картин. Для этого необходимо иметь целую палитру шерстяного сырья разных цветов и оттенков. Например, базовый красный цвет плюс его вариации - от светло-розового до темно-вишневого. И так с каждым цветом, потому что нужно учитывать переходы цветов, блики, рефлексы, тональность, перспективу, потому что удаленные предметы выглядят не так ярко. Это богатство хранится у меня в красивых сундучках и корзиночках, разложено по мешочкам и пакетикам. Огромный выбор шерсти для рукоделия сейчас можно заказать в интернет-магазинах. Надо отметить, что у шерсти четыре природных цвета – белый, черный, серый и коричневый. Все остальные оттенки достигаются путем химического окрашивания на фабриках. У нас в Майском районе по-прежнему сложно найти в продаже это сырье, поэтому если ждать заказ из интернета нет терпения, садишься в машину и едешь в Прохладный, там есть магазин для рукоделия с огромным ассортиментом и по приемлемой цене. Конечно, вначале нужно взять образцы небольшого объема, чтобы потом не было обидно за потраченные впустую деньги.

У начинающих хорошо получаются теплые картины из шерсти, выложенные под стеклом. Для этого можно взять обычную фоторамку и создать теплую картину из шерсти. Это прекрасный подарок. У меня в галерее большое количество картин, которые я выполнила за восемь лет: от миниатюр до огромных настенных панно, на которые уходило около месяца. Это кропотливый труд, наклонившись над работой, даже дышать боишься, так как шерсть - очень легкий материал и от любого неверного дыхания может все разлететься. Но когда видишь результат своего труда, душа радуется. А если картина понравится родным и близким, хочется усложнить себе задачу, сделать то, что еще никогда никто не делал. Картина из шерсти под стеклом - это традиционный вариант, но мне всегда хотелось как-то ее закрепить без стекла, чтобы можно было потрогать, потому что стекло скрывает объем и природную теплоту. И как-то раз, взяв в руки обыкновенный лак для волос, чтобы сделать прическу, подумала: а почему бы не зафиксировать картину с помощью лака. Это была прекрасная цветочная композиция, нежная, пушистая, со сложными цветовыми переходами. И когда я ее сбрызнула лаком, она действительно зафиксировалась и стала еще сочнее. Не смотрела в интернете, может быть, этот прием известен давно, но для меня это было открытием.

Новичкам также скажу: не унывайте, если у вас сразу что-то не получается. Валяние требует огромного терпения, иногда бывает нужна настолько тонкая работа, что замирает дыхание. Вспоминая все того же «первого» кота, когда дело дошло до его зрачков – бликов, перехода от светло-зеленого к желтому, ресничек и усов, чувствовала себя почти сапером. Но, с другой стороны, это занятие успокаивает и расслабляет.

К сожалению, в последнее время не могу себе позволить заняться рукоделием. На него просто не хватает времени из-за новой должности в школе. Правда, осенью пришлось ненадолго вспомнить ремесло, когда моя пожилая мама сказала, что у нее в сваляных мной тапочках дырка - протерлись на пятке. Некоторые думают, что летом в таких тапочках жарко. Это ошибочное мнение: шерсть - настолько полезный и дышащий материал, что в нем комфортно в любое время года. Надеюсь, в ближайшем будущем у меня появится возможность заняться творчеством. Это интересный древний вид искусства, не теряющий своей актуальности.

Ольга КАЛАШНИКОВА

Поделиться:

Читать также:

25.04.2025 - 09:12

МАЛЕНЬКИЕ ТВОРЕНИЯ БОЛЬШИХ ТАЛАНТОВ

23 апреля отмечается Всемирный день книг и авторского права. Праздник напоминает о том, что книги - самый надежный способ сохранения и распространения знаний. Но еще это объект творческой идеи, к реализации которой можно подойти как традиционно, так и нестандартно.
23.04.2025 - 09:14

ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ МАСТЕРОВ ПРОЗЫ

В Нальчике в Литературном салоне в рамках проекта Союза писателей КБР «Разговоры о жизни и литературном творчестве» состоялся вечер памяти Хачима ТЕУНОВА - кабардинского писателя, журналиста, общественного деятеля, народного писателя КБР.
23.04.2025 - 09:07

КЛЮЧ ОТ ТАЙНЫ

Со школьной скамьи Артем КАСУМОВ мечтал поступить в летное училище. По состоянию здоровья от карьеры летчика пришлось отказаться, выучился на инженера-конструктора, чтобы быть поближе к мечте.
18.04.2025 - 09:16

«МНЕ ЕСТЬ ЧТО ВСПОМНИТЬ, НО САМОЕ ГЛАВНОЕ – ВПЕРЕДИ»

5 апреля в библиотеке имени А.Н. Толстого в Москве прошла презентация книги Амины ЖАМАН «Скрещенья судеб: Шаляпин/О’Нил; Станиславский/Чехов».
18.04.2025 - 09:15

ИНОГДА КАЖЕТСЯ, ЧТО ДУМАЮ СТИХАМИ

Как мы уже сообщали («Горянка», №14), в социально-гуманитарном институте КБГУ прошла презентация книги стихов студентки третьего курса Ольги ВИЛЬКОВСКОЙ «Я не писать стихов не могу».