НЕБО, САМОЛЕТ, СТЮАРДЕССАОб этой работе мечтают сотни юношей и девушек. Благодаря ей старший бортпроводник авиакомпании «Red wings» Асият БАРИЕВА посетила 18 стран мира и объездила десятки городов России. Несмотря на кажущуюся романтику, эта работа не из легких. Летный персонал испытывает большие физические нагрузки, а также нагрузки на нервную систему. На нем лежит огромная ответственность за все, что происходит на борту самолета. По расписанию вылеты могут проходить в любое время суток. Но Ася признается, что любит летать, поэтому в работе для себя находит гораздо больше плюсов, чем минусов. В 2010 году окончила факультет лингвистики в современной гуманитарной академии. Английский и французский языки, которые изучала в вузе, пригодились ей в работе. По окончании учебы работала в ритейлинговой компании, но душа всегда звала в полет. Признается, что дома не одобряли ее устремление. Все решил случай, когда за большим столом в кругу родных и друзей Асе предложили обучиться на бортпроводника. Девушка без промедления уехала в Москву в Школу подготовки летного персонала. Как ей, жительнице села Псыгансу Урванского района КБР, удалось стать сотрудником крупной авиакомпании, мы поговорили с ней буквально накануне очередного вылета. - Как попасть на обучение? - Есть ряд критериев, по которым нужно пройти этап анкетирования. Для поступления на курсы возраст должен быть от 18 до 26 лет, обязательно иметь хотя бы законченное среднее, среднетехническое или высшее образование, также один из основных критериев - знание английского языка. После курсов следуют несколько дней наземной подготовки и полеты с инструктором перед тем как получить допуск. Его получают на каждый тип самолета, у меня, например, на «Боинг 777», «Сухой суперджет 204» и «214». Состав экипажа зависит от типа самолета, на «Боинге» работают десять человек плюс два пилота, на «Сухом суперджете» - всего четыре. - С чего начинается рабочий день? - За два часа до вылета приезжаем в аэропорт, перед рейсом брифинг, на котором дается информация о рейсе, типе самолета, командире экипажа и втором пилоте, а также количестве пассажиров. Далее медстарт, после которого врач дает допуск. - Какие требования к внешнему виду? - Цвет волос только натуральных оттенков, нельзя краситься в яркие, кричащие цвета. Обязательно собрать волосы в пучок. Под запретом пирсинг и татуировки на открытых частях тела. Короткий маникюр нюдовых или красного цветов. Минимальный макияж, разумеется, опрятная выглаженная одежда. - Помните свой самый первый рейс? - Самый первый рейс был Москва – Новосибирск. Так сильно переживала, что перед вылетом не отвечу на вопросы инструктора, что-то забуду касательно аварийно-спасательных процедур или нечаянно обожгу пассажиров горячими напитками, но в итоге все прошло отлично. Правда так сильно устала в тот день, помню, пришла домой, буквально рухнула на кровать и заснула прямо в форме. - Какой самый запоминающийся рейс? - Это был рейс Анталья - Самара в ночь с 30 на 31 декабря. Командир вызвал и сказал, что нас будут встречать пожарные, полиция и все наземные службы. Объяснил, что не стоит переживать, и попросил предупредить коллегу. Оказалось, произошли неполадки с гидросистемой. Выйдя из кабины пилота, начала вспоминать, какие инструкции нужно дать пассажирам, какие аварийные выходы использовать. Как ни странно, страха и паники не было. До посадки самолета думала только о том, как буду спасать пассажиров. Слава богу все обошлось, борт благополучно приземлился, все наземные службы нас встретили, была высадка пассажиров на взлетно-посадочной полосе, потом отбуксировали самолет на стоянку. - Что происходит, когда все пассажиры вышли из самолета? - Сначала тщательно досматриваем борт на предмет забытых вещей, проверяем наличие спасательных жилетов. Забытые вещи после составления акта сдаются представителю авиакомпании или супервайзеру. В случае недостачи спасательных жилетов докладываем руководству и составляем запись. - Как влияет работа на физическое состояние и как поддерживаете форму? - Бортпроводники имеют право на досрочный выход на пенсию в 45 лет при наличии определенного стажа. Для этого необходимо «налетать» 4800 часов. Это значительное преимущество для людей, работающих в этой профессии. Все из-за сложных условий нашей работы. Работа в небе не проходит бесследно: из-за постоянного шума ухудшается слух, ночные перелеты и частая смена часовых поясов приводят к нарушениям сна и депрессии, физические нагрузки - к проблемам с суставами, давлением и сердцем. Тележка, которую девушки изящно двигают по проходу, весит 100-140 кг. Самое распространенное профессиональное заболевание - варикозное расширение вен, поскольку весь полет стюардессы проводят на ногах. А с воздействием ионизирующего излучения, которое на высоте заметно жестче, чем на земной поверхности, медики связывают повышенный риск возникновения онкологии. Меры по поддержанию и улучшению здоровья нужно принимать постоянно: физическая активность и тренировки, правильное питание, регулярные медицинские осмотры и контроль показателей здоровья. - Первую помощь оказывать приходилось? - Практически на каждом рейсе. На чартерных рейсах, где летят около 400 человек, плохо может стать одновременно двум-трем пассажирам. Чаще всего это повышение или понижение давления, головокружение, потеря сознания. Иногда человек просто испытывает страх полета, нужно постараться его успокоить. Если пассажир перед вылетом употребил спиртное, на высоте его состояние, как правило, ухудшается. Мы можем оказать первую доврачебную помощь – спрашиваем о состоянии или симптомах, действуем по инструкции. В случае необходимости запрашиваем через громкоговоритель, есть ли на борту врач, в экстренных случаях, когда ситуация критическая, командир может принять решение о посадке. - Чем удивляют пассажиры? - Я уже спокойно реагирую на замечания или вопросы. Однажды меня попросили напоить водой собаку, которая, чтобы вы понимали, находилась в переноске в багажном отсеке. В первую секунду показалось, что это шутка, но нет, пассажир говорила совершенно серьезно. - Удается ли по прилету познакомиться с городом? - Командировки бывают разные. Где-то выпадает три или четыре свободных дня. Тогда, конечно, не упускаем возможности посмотреть достопримечательности. Мой максимум был десять дней на Шри-Ланке - почти отпуск. Получилось отдохнуть и побывать на экскурсии. Все же больше всего люблю Турцию. Куда бы ни летала, всегда с особой радостью возвращаюсь в Стамбул. Это мой любимый город. - Как проводите свободное время? - Свободного времени, к сожалению, крайне мало. Очень люблю стрелять в тире и ездить на лошадях. Ляна БАТЫРОВА. Фото Тамары Ардавовой
Поделиться:Читать также:
|