Драгоценное мастерствоОдно из самых изящных ремесел человечества - золотошвейное искусство, благодаря своей красоте и высокому художественному уровню на протяжении многих веков занимает значительное место в народном декоративном искусстве адыгов. В нартском эпосе упоминается мастерство красавицы Сатаней в золотошвейном искусстве. Технике вышивки и плетения из золотых и серебряных нитей адыгские рукодельницы учились с раннего детства. Со дня основания студии золотного шитья в детской школе искусств №2 имени Жабаги Казаноко г. Нальчика здесь обучают древнему мастерству. В школе преподают известные не только в республике, но и за ее пределами мастера - Маринета ДАГИРОВА, Анжелика ТХАКАХОВА и Агнесса ТХАГОЛЕГОВА. Преподавательский состав студии расширился с приходом молодого педагога Оксаны Унежевой. Маринета Дагирова – один из первых в республике мастеров, окончила Торжокскую профессиональную техническую школу художественной вышивки. Затем уже в Нальчике поступила в колледж дизайна, по окончании продолжила обучение в Уральском профессиональном педагогическом университете. С первых дней основания тогда еще городского Центра эстетического воспитания детей преподает золотошвейное искусство. Имеет звание народного мастера. Агнесса Тхаголегова обучалась в колледже дизайна, затем на факультете декоративно-прикладного искусства в КБГУ. Еще будучи студенткой, попала на экскурсию в студию М. Дагировой и была в таком восторге, что решила непременно обучиться мастерству. В школе также преподавала плетение ардженов, затем золотное шитье. Анжелика Тхакахова окончила колледж дизайна, после чего поступила в Уральский профессиональный педагогический университет. По окончании несколько лет преподавала в колледже дизайна, затем перешла в Центр педагогом по изготовлению кийизов, а затем золотному шитью, чем и занимается до сих пор. Вышивка – кропотливый труд, в котором много нюансов. Если дети проявляют достаточно терпения и усидчивости, осваивают разные техники быстрее, соответственно и результат не заставит себя ждать. Стежок за стежком, постепенно ученицы вышивают предложенный педагогом орнамент на небольшом изделии. Обычно это кисет, затем переходят к вееру, сумочке и панно. Все девочки любят кукол. Здесь они – произведение искусства. Фарфоровая основа для куклы делается на заказ мастером по керамике, лицо Анжелика раскрашивает акриловыми красками. Каждая деталь одежды для кукол вышита вручную, борта оторочены золотым плетением. Тесьма, пояс, нагрудник – все ручная работа. Ученицы Анжелики совместно с преподавателем разрабатывают и изготовляют стилизованные украшения, в работах используются национальный орнамент и плетение. Золотошвейное искусство известно у разных народов, но по стилистике адыгское отличается, оно более строгое и лаконичное, каждый элемент выверен. В начале творческого пути каждая мастерица тщательно изучает книги с описанием и иллюстрациями техник вышивки, фотографии, где запечатлены старинные национальные костюмы. Агнесса рассказывает, что обучение начинается с объяснения бытового предназначения предметов. Взять тот же футляр для ножниц – наверняка в каждом доме бабушка рассказывала, что нельзя оставлять ножницы раскрытыми, для них шили специальные чехлы, а потом уже украшали. Пока руки ребенка привыкнут, начинают с самых простых орнаментов, постепенно усложняя их. Футляр для ножниц или очков, кисет, кошелек из бархата - на вышивку подобных изделий у учениц уходит от одного до трех месяцев. Сами мастера, конечно, справляются быстрее. Чтобы вышить полностью все детали национального платья, у мастерицы может уйти больше года. Для примера нам продемонстрировали платье с ручной вышивкой и машинной. Даже непрофессиональный взгляд оценит разницу, более глубокую и богатую технику ручной работы. В своих изделиях мастерицы используют орнаменты в национальной технике, однако часто привносят и стилистические интерпретации. Преподаватели с радостью следят за успехами своих учениц, многие из которых впоследствии поступают в колледж дизайна, колледж культуры и искусств, на факультет декоративно-прикладного искусства КБГУ, в ростовский архитектурный университет, свидетельство об обучении в ДШИ им дает дополнительные баллы. В студию золотошвейного мастерства девочек принимают с 11 лет. Обучение длится три года, после чего ученицы получают свидетельство об окончании. Воспитанницы студии выполняют дипломную работу – изделие на свой выбор. Многочисленные сертификаты и грамоты об индивидуальных достижениях мастериц и их воспитанниц с трудом умещаются в увесистые папки. Многие из этих работ попадают на выставки, без которых не обходится ни одно крупное мероприятие. Всероссийский конкурс «Палитра ремесел», всероссийский фестиваль искусств им. Мухадина Кишева «Чегемский родник», межрегиональный конкурс молодых дизайнеров «Стильный акцент», мероприятия Национального музея и Музея ИЗО, фестивали старинной адыгской песни им. Зарамука Кардангушева, балкарской песни им. Омара Отарова - везде используется выставка изделий школы. В дни празднования Дня республики на площади Абхазии традиционно оформляется красочный стенд мастерицами из ДШИ с многочисленными изделиями. Ляна Батырова. Фото Тамары Ардавовой
Поделиться:Читать также:
|