ГЛАВНАЯ   КОНТАКТЫ                                                                                                  ГАЗЕТА «ГОРЯНКА»

                         

Ребенку необходимо позволять брать на себя ответственность за свои эмоции

Случай из практики

- Наша семья состоит из трех поколений одиноких женщин, - рассказывает Алия З. – Правда, моя 13-летняя дочь пока лишь условно входит в эту группу, надеюсь, прервет цепочку. Как вы уже поняли, я - среднее звено. Отца своего никогда не видела, мама растила меня одна, причем делала это не на 100, а на 120 процентов. Она по природе борец, все решения всегда принимала сама - стремительно, без колебаний и никогда с трудного пути не сворачивала. А вот меня от такого подхода к жизненным испытаниям старалась всячески уберечь. Можно сказать, одновременно проживала две жизни: свою и мою, причем моя была главной. Не говорю о материальном достатке, ее больше беспокоил мой постоянный душевный комфорт. Любой детский конфликт во дворе или в школе она переносила на себя, пытаясь разрешить его всеми доступными способами.

Например, одноклассницы как-то сказали, что у меня старомодная школьная форма. Я пришла с уроков в слезах, услышав мой рассказ, на следующее утро мама набрала всяких модных журналов и отправилась к моим обидчицам. Заставила их листать эти журналы, чтобы быть, как сейчас говорят, в тренде и в итоге извиниться передо мной. Они предпочли сделать это как можно быстрее, так как у мамы был еще большой запас журналов.

Сейчас я понимаю, что сама тоже проживала две жизни – свою и мамину. Каждый раз думала: а что скажет на это мама, какой совет даст, понравится ли ей мое решение, и далеко не всегда мама поддерживала мое мнение.

Мама всегда искренне хотела, чтобы у меня была полноценная семья. Но! Только она одна знала, какой муж мне нужен. Одного из претендентов она одобрила, но не прошло и полутора лет как начала всячески отдалять его от меня. В итоге мы расстались, а мама делала все, чтобы убедить меня в том, что не такое уж это печальное событие, приводила много примеров, как успешно живут одинокие женщины, и убедила меня в этом.

Какой вывод я из этого сделала? Ни в коем случае со своей дочерью так себя не вести. Но легко сказать, а как это сделать, если поведенческая модель засела в моей психике очень глубоко. Ловлю себя на мысли, что моя тревожность по отношению к дочери растет. Но не хочу этого!

Советы специалистов

Психологи утверждают, что ключ к воспитанию психически сильных детей - не ограждать их от всех проблем, а научить справляться с трудностями. Желание защитить ребенка от дискомфорта вполне естественно. Но когда родители берут на себя ответственность за управление чувствами ребенка, непреднамеренно лишают его возможности развить важные навыки, позволяющие справляться с жизненными взлетами и падениями. В итоге вместо того чтобы учиться самостоятельно справляться с разочарованием, ребенок учится полагаться на других, чтобы тяжелые чувства прошли. Ребенку необходимо позволять брать на себя ответственность за свои эмоции.

Детям нужна возможность практиковаться в преодолении некомфортных эмоций. Поэтому необходимо давать им советы, но при этом не делать всю работу за них. Позволяя детям брать на себя ответственность за свои чувства, родители формируют из них сильных и способных личностей.

Не нужно становиться «эмоциональным менеджером» ребенка. Чрезмерное управление эмоциями часто начинается с благих намерений, но быстро превращается в модель поведения, от которой трудно отказаться, что вредит психическому здоровью детей в долгосрочной перспективе. Дети, которые не научились регулировать эмоции самостоятельно, чаще страдают от тревожности, импульсивности и даже социальных проблем.

Специалисты называют ошибки, которые совершают родители в роли «эмоционального менеджера». Делают все возможное, чтобы отвлечь ребенка, когда он расстроен, шутят или дают ему особое угощение. Хотя это и дает кратковременный эффект, но учит ребенка избегать неприятных эмоций вместо того, чтобы справляться с ними. Вклиниваются в ситуацию, чтобы успокоить ребенка. Хотя успокаивать ребенка - часть родительских обязанностей, но постоянное вмешательство может помешать ему научиться приемам самоуспокоения. Вмешиваются слишком рано. Если ребенок выражает недовольство во время игры или совершает ошибку, не стоит спешить вмешиваться, прежде чем у него появится шанс разобраться в ситуации. Это может помешать ребенку развить навыки решения проблем. Наличие сильных навыков эмоциональной регуляции не означает, что дети не будут испытывать грусть, злость или разочарование. Но они лучше подготовятся к тому, чтобы самостоятельно справляться с жизненными трудностями.

При этом психологи отмечают: помочь ребенку управлять своими чувствами - не значит быть безразличными родителями. Речь идет о том, чтобы поддержать ребенка и поверить в его способность справиться с эмоциональными перепадами, которые преподносит жизнь. Отпуская контроль и позволяя ребенку смотреть в лицо своим эмоциям, родители помогают ему развивать внутреннюю силу, которая обеспечит успех во всех сферах жизни.

Что для этого нужно? Моделировать здоровые навыки преодоления трудностей. Дети учатся, наблюдая за окружающими их взрослыми. Когда родители чувствуют себя подавленными, им нужно показать ребенку, как с этим справиться. Демонстрация привычек поможет им лучше понять эмоции и покажет, что они могут взять свои чувства в собственные руки. Нормализировать сложные чувства. Для этого необходимо убедиться, что ребенок знает, что грустить, злиться или бояться нормально. Вместо того чтобы считать эти эмоции «плохими», детей нужно научить воспринимать их как сигналы. Можно сказать ребенку, что это нормально - чувствовать грусть, когда что-то идет не так, как хочется, и поощрять решение проблем. Когда ребенок сталкивается с эмоциональным препятствием, не нужно спешить решать за него. Вместо этого нужно направить эмоции в необходимое русло. Для этого можно попробовать сказать: я вижу, что ты сейчас очень расстроен. Как ты думаешь, что мы можем сделать, чтобы улучшить ситуацию? Возможно, поначалу у детей не будет всех ответов, но со временем они придут к этому. Обучать эмоциональным навыкам. Нужно помочь ребенку создать набор эмоциональных навыков, чтобы управлять чувствами. Признавать чувства, одновременно обучая социально приемлемому поведению. Когда ребенок переживает срыв, можно признать его эмоции, сохраняя при этом границы поведения. Если он обижает других, можно сказать ему, что нормально чувствовать себя расстроенным, но не нормально вести себя так. Признавать и хвалить успехи ребенка. Когда родители замечают, что ребенок самостоятельно справляется со своими эмоциями, это необходимо заметить.

Ольга КАЛАШНИКОВА.

Фото Тамары Ардавовой

Поделиться:

Читать также:

05.02.2025 - 09:00

Лучше быть, чем казаться

Беслан и Рузанна КАРДАНОВЫ из села Дыгулыбгей городского округа Баксан в прошлом году стали участниками регионального этапа всероссийского конкурса «Семья года». С момента создания их семьи прошло 12 лет.
31.01.2025 - 08:56

Они будут живы, пока мы помним их

- Моя семья: я, пока еще школьница, мама - Светлана ГЛАДЧЕНКО, директор Центра детского творчества г.
24.01.2025 - 09:15

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Эльдар и Альбина УЛЬБАШЕВЫ из Нальчика в прошлом году участвовали в республиканском этапе всероссийского конкурса «Семья года» в номинации «Семья - хранитель традиций». Стаж их семейной жизни составляет 15 лет.
22.01.2025 - 08:41

Самое любимое место в Нальчике - родительский дом

Среди множества предновогодних и новогодних новостей наше особое внимание привлекла одна - под названием «Новогоднее чудо в Токсовской больнице». Казалось бы, где мы, а где Токсово Ленинградской области. Но в этом мире все чудесным образом взаимосвязано.
17.01.2025 - 08:53

Мы гордимся папой, сыном и супругом

Молодая, красивая, дружная и интернациональная семья Астемира и Анастасии ХАПОВЫХ из с.п. Терекское Терского района в прошлом году представляла родное село и район на республиканском уровне всероссийского конкурса «Семья года» в номинации «Молодая семья».