Жизнь, посвященная искусствуЗаслуженный художник России, заслуженный художник Кабардино-Балкарии Николай ТРЕТЬЯКОВ вернулся с фронта с несколькими медалями. Война застала его восемнадцатилетним юношей, только что вернувшимся из Московской центральной художественной школы. Вместе с такими же молодыми парнями он ушел на фронт, принимал участие в боях за Кавказ, освобождал юг Украины. В приказе по подразделению на награждение сержанта Третьякова медалью «За отвагу» было указано: «В бою за город Дзедзице под сильным ружейно-пулеметным огнем противника исправил поврежденную линию связи, выполняя эту работу ползком на глазах у противника». Весну Победы сержант, разведчик взвода управления 92-го истребительно-противотанкового артполка 6-й отдельной истребительно-противотанковой артиллерийской бригады резерва Главного командования встретил в Праге. Николай Матвеевич также был награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За освобождение Праги», «За Победу над Германией», орденом Отечественной войны II степени. Николай Третьяков родился в 1923 году в городе Темрюке Краснодарского края, в 1935 семья переехала в Нальчик. В 1946 году, демобилизовавшись, Николай Матвеевич вернулся домой и активно включился в общественную и творческую жизнь. На его полотнах нашли отражение духовная культура времени и исторические страницы, лично пережитые и увиденные, творчески осмысленные художником. Его наследие – неотъемлемая часть культуры Кабардино-Балкарской Республики и всего Северного Кавказа. Тема войны возникала в творчестве художника не раз. Еще во время учебы он создал серию графических работ «Война 1812». Как и большинство фронтовиков, он не любил говорить о войне, за него говорили его работы. К сожалению, большая часть рисунков, созданных непосредственно в военное время, наброски портретов боевых товарищей, сделанные во время затишья между боями, были уничтожены взрывом во время одного из сражений. Вернувшись с фронта, Николай Третьяков писал жанровые портреты современников - участников Великой Отечественной войны. В конце 1940-х годов была создана серия картин «Покорители Эльбруса». Также среди известных его работ на тему Великой Отечественной - «Защитники кавказских перевалов», «Артиллеристы», «Партизаны в лесу» и другие. «Знамя над Эльбрусом» - еще одна знаковая работа, посвященная восхождению, которое имело огромное символическое значение для советских войск, освобождавших Кавказ от немцев. 13 февраля 1943 года советские альпинисты сбросили с западной вершины Эльбруса фашистские знамена и штандарты 1-й горнострелковой дивизии вермахта «Эдельвейс». Алое знамя с серпом и молотом – акцентная часть полотна, захватывающая взгляд зрителя наравне с основными фигурами, изображенными на картине. Эти работы – документальное воспроизведение событий военного периода, несмотря на то, что написаны они были уже после. Кому как не художнику, бывшему участником кровопролитных сражений, знать, каким был ежедневный подвиг солдат и офицеров. На их лицах отпечаталась усталость от непомерной нагрузки, мышцы напряжены до предела, во взгляде одновременно читаются решимость и ненависть к врагу. Николай Матвеевич был мастером жанра пейзажа. Его творчество в этом направлении в значительной степени определило становление и развитие изобразительного искусства в республике. На основе этюдного материала, собранного в многочисленных поездках по Кабардино-Балкарии, Дагестану, Средней Азии и городам России, были созданы пейзажные холсты, архитектурные мотивы, жанровые композиции, отражающие жизнь и быт народа. Работники колхозов, доярки, чабаны с натруженными руками и обветренными лицами – настоящие, живые люди, стоящие за художественными образами, без прикрас и излишней романтизации. Глядя на них, зритель неизбежно чувствует дыхание эпохи. Николай Третьяков неоднократно избирался председателем правления Союза художников Кабардино-Балкарской АССР, был участником республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных выставок. Его персональные выставки проходили в Нальчике и в Москве. Ушел из жизни в 1991 году, оставив после себя творческое наследие, которое продолжает вызывать неподдельный интерес у современного поколения ценителей художественного творчества. Лилиана ШОРДАНОВА
Поделиться:Читать также:
|