ГЛАВНАЯ   КОНТАКТЫ                                                                                                  ГАЗЕТА «ГОРЯНКА»

                         

Играть свою игру

В Стамбуле состоялась церемония вручения Международного Анатолийского театрального приза Международной организации тюркской культуры (Тюрксой), учрежденного газетой «Tiyatro», где впервые были награждены артисты из тюркоязычных стран, которые внесли значительный вклад в развитие театрального искусства. Среди пяти театральных деятелей, удостоенных высокой награды,– актриса Балкарского государственного драматического театра имени Кайсына Кулиева, лауреат Государственной премии КБР Галима ТАПАСХАНОВА.
Награды вручали Нурхан УСЛУ – от имени газеты «Tiyatro» и Эльчин ГАФАРЛЫ – министр культуры Азербайджана, постоянный представитель Азербайджана при Тюрксой, координатор правления Союза театральных руководителей стран – членов Тюрксой.

- Галима, с победой на международной арене! Кто вас представил на эту премию? Насколько вы ее ожидали или это полная неожиданность?
- Я не ожидала признания на международном уровне, это, конечно, неожиданно, приятно и ответственно. На награждение должна была поехать еще в прошлом году, но все откладывалось из-за ковида, но в этом году, наконец, свершилось! А представил меня на эту высокую награду главный редактор литературного журнала «Минги тау» Аскер ДОДУЕВ. Я очень ему благодарна.
- Двадцать пять лет актерской работы за спиной… Допускаете, что следующие двадцать пять лет, даст Бог, могут оказаться совершенно другими, более яркими в творческом плане?
- Да, это возможно. Я переиграла много ролей молоденьких девушек. Наигралась. Набралась опыта. Сейчас время совершенно других ролей. Более глубоких.
- Ваша мать, заслуженный работник культуры КБР Лейла ТОКУМАЕВА, в течение десятилетий задавала высокую планку в республиканской телевизионной журналистике. Не было соблазна пойти по ее стопам?
- Нет, работа перед камерой – не мое. Очень органично чувствую себя именно на сцене. Люблю полный зал, чувствовать его энергетику, настроение, но при этом играю свою игру. Сцена не оторвана от зала, это единое пространство, как нет писателя без читателей, так нет актера без зрителей. Поэтому мы очень любим всех, кто предан театру и приходит к нам в век интернета. Только в театре возможно столь полно погрузиться в иные миры и прожить целую жизнь, пережить драмы, трагедии или комедийные ситуации за короткое время спектакля.
 - Как все же выбрали свой путь?
- Это было сиюминутное решение. Услышала, что набирает труппу легендарный режиссер Борис КУЛИЕВ, и решила поступить. Это был большой мастер, и то, что я училась у него, – дар судьбы. Мастер. Иногда на репетициях он не говорил ни слова, но в печали склонял голову. Мы играли и краем глаза следили за его реакцией. Склонил голову – значит, все не так. Старались, продолжали. А он не поднимал головы, молчал, а потом были разборы. Он совершенно не принимал и не допускал шаблонов в игре. Лепил нас, как Пигмалион, чтобы каждый стал думающим актером. Сцена все обнажает, невооруженным взглядом видна глубина актера. Не только профессионалам, но и зрителю. Большинство моих ролей – в спектаклях Магомеда АТМУРЗАЕВА. Он часто во мне видит то, о чем я и не подозреваю. Вытаскивает это из меня, но этот путь к себе не самый легкий. Мы спорим и ищем. Например, в «Антигоне» он вдруг предложил мне возрастную роль няни, но моя психика еще не была перестроена на возрастную роль, я сопротивлялась. Он со стороны более точно уловил все изменения в моей личности, еще до того как я их осознала. Было трудно. Зато после каждого спектакля Магомед поздравляет меня так, словно это была его роль. Мне очень дорого, что некоторые наши спектакли, как «Княгиня Гошаях», «Ревизор», и другие были высоко оценены и публикой, и театральным сообществом. Практически в каждом своем спектакле он видел меня – это очень высокое доверие.
- Ваша Гошаях незабываема. И отдельные эпизоды из других спектаклей так врезались в память, что мне как зрителю сложно их отделить от вас, осознать, что это роль, а не вы. Например, в «Восходящей звезде» вы ломаете скрипку творца, потому что ваш супруг – скрипач, а не обыватель, который не занимается обустройством семейного гнезда. В этом эпизоде я увидела символ: так ломают всех творческих людей, разбивая их мечты и устремления о непобедимый быт.
- Вы знаете, после того спектакля многие мне говорили: «Как ты могла?» Я отвечала: «Это не я, а героиня спектакля». В этом и суть перевоплощения: зритель должен поверить, что моя роль – это я. Я не люблю, когда актеры все свои роли играют однопланово, ищу детали, собираю их в единое целое, леплю новый образ, и при этом он должен быть не искусственным, а ожить, задышать. Иногда просто хожу по улицам, всматриваюсь в людей, в их походки, мимику, жесты. Наблюдательность выручает. Штрихи, детали – это важно.
- А вас ломает непонимание близких? Вас поддерживают?
- В этом плане мне повезло, все близкие – мои болельщики, соучастники моей творческой судьбы. Это важно, я чувствую круговую поддержку.
- О какой роли мечтаете?
- Наверное, это странно прозвучит, но хотела бы сыграть роль плохого человека, даже, будучи воплощением зла, человек сохраняет в себе миллионы не самых черных граней. Например, его могут мучить угрызения совести – уже не черное полотно, он может элементарно любить цветы или свою кошку, при этом творя черные дела. Отрицательный герой не отрицает автоматически широкий спектр чувств, мышления… Тем более было бы интересно в это погрузиться.
- Ваша дочь Диана не пошла по вашим стопам…
- Каждый человек уникален. Диана – в своем мире, она окончила медицинский колледж, сейчас учится на третьем курсе Института стоматологии и челюстно-лицевой хирургии КБГУ. Она очень милосердный человек. Как она ухаживала за моим отцом, когда он заболел! Как сейчас трепетно оберегает, следит за самочувствием моей мамы! Очень благодарный, чуткий ребенок. Слава Богу. Никогда не расстается с книгой, читает горы медицинской литературы. Ей интересно в медицине, и это главное.
- Галима, рубежный возраст пройден, отмечен международной премией. Впереди другой этап, иные роли. Ждем с нетерпением. Успехов!
Досье «Горянки» Галима Азретовна Тапасханова родилась в 1975 году, в 1991-м окончила среднюю школу в селе Яникой. В 1993 году поступила в Северо-Кавказский государственный институт искусств на театральный факультет, отделение актерского мастерства. По окончании института в 1996 году по настоящее время работает в Балкарском госдрамтеатре имени Кайсына Кулиева. Создала ряд ярких образов, покорив зрителей многогранным талантом. Принимает участие в роли ведущей в мероприятиях Министерства культуры КБР. Озвучивала на балкарский язык мультипликационные, документальные и художественные фильмы. В 2000 году стала лауреатом Государственной премии КБР за роль Гошаях в спектакле «Княгиня Гошаях». Вот лишь некоторые из ее работ: «Ревизор» - Марья Антоновна, «Трактирщица» - Ортензия, «Дом Бернарды Альбы» - Мелехан (Магдалена), «Антигона» – Кормилица, «Нарт Ерюзмек» - Ведьма, «Дуэнья» - Клара, «Восходящая звезда» - Балжан, «Тахир и Зухра» - Махим, «Бийнегер» - Бабух, «Африканец» - Татлыхан.

 

Марзият БАЙСИЕВА. Фото из архива Г. Тапасхановой

Поделиться:

Читать также:

12.04.2024 - 20:09

ПУТЕШЕСТВИЕ В ТАЙНЫ БЫТИЯ

Арсен ГАЛАТОВ о себе говорит, что быть фотографом - его профессия и состояние души. У него в арсенале несколько камер, поэтому, даже отправляясь туда, где, казалось бы, снимать не собирается, берет с собой небольшую камеру.
03.04.2024 - 10:29

О тех, кто совсем недавно жил и любил

Возможно, в настоящее время самый востребованный спектакль в Московском театре Олега Табакова - «Охота жить» по рассказам Василия ШУКШИНА.
29.03.2024 - 09:42

ПОСЛЕДНЯЯ ПЕСНЯ

Ирина КАПКОВА работает специалистом отдела продаж торговой марки, имеет разряд по плаванию и любит кулинарить по выходным. В работе придерживается принципа «сделай все качественно и вовремя», поэтому максимально собранна и продуктивна.
27.03.2024 - 10:08

ЖИВОЕ СЕРДЦЕ ПОЭТА

На прошлой неделе состоялась встреча студентов социально-гуманитарного института КБГУ с представителями Абхазского государственного университета - преподавателем кафедры абхазской литературы филологического факультета, поэтом Абзагу КОЛБАЯ и старшим преподавателем кафедры абхазской литера
22.03.2024 - 09:00

ЖИЗНЬ ХРУПКА, КАК ФАРФОР

Лалина СОКУРОВА преподает в музыкальной школе, любит печь шоколадные десерты и при любой возможности уютно устроиться в кресле с книгой. В литературе отдает предпочтение романам о разных эпохах, жизни обычных людей, сильных чувствах.