ЛЮБОВЬ КАК СПАСЕНИЕСтелла СЕМЕНОВА признается, что мимо книжного магазина пройти не в силах, а подписки на читательские каналы предлагают такую обширную информацию о книжных новинках, что устоять невозможно. Ощущения от нового издания в руках так же сильны, как в детстве, но все чаще приходится выбирать электронную версию, потому что купить все книги невозможно. - Взяла бы на необитаемый остров книгу «Великое чудо любви» Виолы АРДОНЕ. Этот роман не похож ни на что из того, что мне довелось читать. Таких оригинальных историй мало, хорошо написанных, с ярким стилем и персонажами, в которые веришь, - еще меньше. История начинается с погружения в правила Полумира – так называет психиатрическую лечебницу пятнадцатилетняя Эльба, которая родилась и выросла в ее стенах, несмотря на то, что была совершенно здоровой. Все потому, что ее здоровую мать, которую она называет моя Мутти, сюда сдали близкие родственники. Мама назвала дочь Эльбой в честь реки на своей родине. Девочка умна и наблюдательна, пишет стихи и ведет «Дневник умственных расстройств», куда записывает диагнозы вновь прибывших, которые сама же определяет, и часто оказывается права. Эльба рассказывает молчаливой Новенькой о жителях Полумира: о докторе Гадди и медсестрах Жиллет и Лампочке, о том, как ведет дневник умственных расстройств и верит, что ее мама жива, хотя все говорят обратное. Налаженную жизнь лечебницы предстоит всколыхнуть молодому увлеченному доктору, который верит в терапию больше, чем в силу электрошока. Именно доктор Фаусто Меравилья (фамилия переводится как «чудо») считает своим долгом подарить Эльбе нормальную жизнь за пределами лечебницы и выступает одним из борцов за закрытие подобных учреждений. Только примет она эту помощь или найдет свой путь? Сюжет романа разворачивается на фоне реформы системы психиатрической помощи в Италии начала 1980-х - закона Базальи, содержащего указания о закрытии всех психиатрических больниц. Повествование ведется в нескольких временных плоскостях попеременно от лица Эльбы и от лица Фаусто. Оба предлагают свою личную версию истории и видение мира, погружая в свои воспоминания и мысли. Предстают суровая реальность психиатрии и судьбы людей, помещенных в психиатрические лечебницы. Женщин, лишенных нормальной жизни. Именно с принятием закона Базальи изменились права женщин. До этого мужчина мог сдать жену в психиатрическую лечебницу, все, что для этого было нужно, - положительное заключение врача. То, что такое на самом деле происходило, ужасает. Страшно представить, сколько женщин пострадало только потому, что не оправдали ожиданий своих мужей или родителей. Роман не только о героях клиники и тех, кто их лечит. Автор проникновенно погружает читателя в тему отцов и детей, но еще глубже мы ныряем в одиночество, которое так многогранно. Пугающая и завораживающая история о тех, кто стал лишним, кто болен и не нужен. Несмотря на тематику, книга не тяжелая и давящая. Получилось трогательно, философски, но с ноткой юмора. Роман хочется разобрать на цитаты. Книга становится настоящим открытием, что можно писать так тонко о сложном и болезненном. То, как Виола Ардоне изящно играет с текстом, ведет внутренние монологи и деликатно цепляет струны души, играя на них свою печальную мелодию, просто завораживает. Как мастерски она дает выговориться герою, выставляя все так, будто он обращается напрямую к читателю, при этом ведя диалог с кем-то безмолвным. Будь то беседа с молчаливой Новенькой, местной собакой или менеджером техподдержки, а может, письмо или запись голосового сообщения, разговор с соседом, застрявшим на своем балконе, или мысленное обращение героев друг к другу. Произведение говорит голосами многих женщин, когда-то помещенных в психиатрические лечебницы за то, что были слишком шумными, несговорчивыми и неудобными. Книга о разрушенных судьбах и украденных жизнях, о вечной потребности человека быть признанным другими, чтобы понимать, что он существует. Еще она о свободе и о выборе. И, конечно же, о великом чуде любви. Уверена, книга никого не оставит равнодушным, а я точно буду ее перечитывать и, возможно, не раз. Лилиана ШОРДАНОВА. Фото Тамары Ардавовой
Поделиться:Читать также:
|