НАМ НИЧЕГО НЕ НАДО, КРОМЕ ВАШЕЙ ЛЮБВИВ Нальчике в Национальном музее КБР открылся благотворительный фестиваль «Человек дождя», приуроченный к Дню распространения информации о проблеме аутизма, который отмечается 2 апреля. Фестиваль проводится в республике уже пятый год и направлен на помощь родителям детей с расстройством аутистического спектра, желающим показать их достижения в творчестве. На фестивале представлены картины особенного ребенка Амира ИВАЗОВА и некоторых других детей-аутистов, которые можно приобрести в личную коллекцию или в качестве арт-подарка. Все вырученные от продажи средства пойдут на оплату занятий особенных детей из малоимущих семей. На открытии перед собравшимися выступили юные исполнители из благотворительного фонда «Мелодии добра». Впервые в Кабардино-Балкарии в небо под гимн аутистов, где звучат слова «Нам ничего не надо, кроме вашей любви», с помощью волонтеров выпустили сто синих шаров, так как синий цвет считается международным символом аутизма. Также мастер-классы по арт-терапии для всех посетителей провели известные в республике художники. В этом году в роли соорганизатора фестиваля выступила профессор кафедры детских болезней, акушерства и гинекологии медицинской академии КБГУ, доктор медицинских наук Лейла ТЕММОЕВА. В рамках фестиваля она провела «круглый стол», отвечая на вопросы, волнующие родителей, причем не только детей-аутистов. - Я уже несколько лет была участником фестиваля «Человек дождя», а в том году решила стать его соорганизатором, тем самым немного расширив диапазон мероприятия, - говорит Л. Теммоева. - Методика арт-терапии играет большую роль в реабилитации и развитии детей-аутистов. С ее помощью хорошо выправляется эмоционально-болевая сфера и развивается коммуникативность. Если ребенок-аутист занимается творчеством в группах, это вообще замечательно. Практически все эти дети изначально творческие, а с помощью арт-терапии их способности развиваются эффективно. Этот метод получил широкое признание. Виды арт-терапии подбираются специалистами в зависимости от эмоционального статуса ребенка, в этом вопросе очень важен положительный отклик с его стороны. Сначала ведутся индивидуальные занятия, и только через полгода мы можем перевести его в группу. Когда таким детям исполняется по восемь-десять лет, рекомендую записывать их в художественные школы. К сожалению, многие художественные школы к этому не готовы, поэтому родители вынуждены нанимать индивидуальных педагогов. При этом групповые занятия очень важны для социализации ребенка с особенностями, чтобы он понимал, как себя вести в коллективе. Добиться этого можно только с помощью обмена, который происходит между детьми независимо от того, чем они обмениваются – информацией, энергией, но контакт с другими детьми, своими ровесниками, обязательно должен быть. Искусство как единственный способ общения с миром - Для многих детей-аутистов искусство является единственным способом общения с окружающим миром, - рассказывает мама особенного ребенка Амира Ивазова - Рената СОХОВА. - Впервые его творческие способности проявились в раннем возрасте, поначалу я не обращала на это особого внимания, но когда все педагоги стали его хвалить, начала искать специалистов, которые могут работать с особенными детьми. Это было очень непросто, так как необходимо, чтобы художник, который работает с ребенком-аутистом, смог ему понравиться, наладить с ним контакт. Таким первым педагогом для Амира стала Эльмира КАРМОКОВА, она нашла ключик к его возможностям, и пошли его первые настоящие картины на холсте. Когда картин стало много, у меня возникла идея поделиться с окружающими его успехами, чтобы люди не считали таких детей не способными ни к чему. Первая выставка в Национальном музее полностью состояла из работ Амира. Было представлено тридцать с лишним картин. Они произвели настоящий фурор, после этого другие родители стали писать мне, что тоже хотят, чтобы их дети научились рисовать. Тогда я поняла, что нахожусь на верном пути, раз смогла вселить надежду другим родителям. Потихоньку эту идею стала развивать. Первую выставку посетило много чиновников, большую помощь оказала супруга Главы КБР, которая приобрела много картин. Хочется отметить и Министерство культуры, которое полностью выкупило нашу коллекцию. За счет этих средств мы смогли помочь многим детям. Конечно, не остаются в стороне и наши друзья, родственники, знакомые, каждый из которых старается помочь. Пусть это капля в море, но она тоже важна. В этом году я стала привлекать на выставку работы других детей, и пошла очень хорошая динамика. В первые годы родители могли сказать, что хотят повесить картину своего ребенка, но отказывались указывать его имя или не хотели приходить на фестиваль, если там будет телевидение, то есть стеснялись своего ребенка, не хотели, чтобы друзья и родственники знали об их проблеме. В этом году я поняла, что люди перестали скрывать своих особенных детей. Когда Амиру было два года, я заметила, что у него не пополняется словарный запас. Он говорил, но, сравнивая его с другими двухлетними детьми, понимала: с речью что-то не так. Ходили по врачам, они успокаивали, что ребенок полноценно заговорит к трем годам. Но у меня по-прежнему сердце было неспокойно, продолжала возить его по другим врачам, и только один из них сказал мне, что ребенок аутичный. Я даже не знала тогда, что означает этот термин. Начала искать педагога по раннему развитию, один, второй, третий - никто не умел работать с таким ребенком, ничего не получалось. Потом нашла педагога, который к пяти годам вышел с ним на контакт через музыку. Возила Амира даже в Израиль на полное обследование, и там был поставлен диагноз «высокофункциональный аутизм». Столько времени было упущено, если бы в два года необходимые специалисты нашлись, коррекция прошла бы более эффективно. Сейчас у коррекционных центров есть четкая модель работы с аутичными детьми, где, не теряя времени, можно многое исправить. Я работала в Министерстве финансов, но когда узнала о проблемах с ребенком, все бросила, переучилась на психолога-реабилитолога, сейчас являюсь руководителем коррекционного центра. Признаков аутизма, по которым родители могут его заподозрить, много. Главное, чтобы взрослые сами себя не обманывали. Если маме неспокойно, она чувствует, что что-то идет не так, лучше сразу начинать коррекцию. Потому что для аутичных детей на счету каждый день. Не слушайте соседей, дедушек и бабушек, рассказывающих истории, что какой-то их родственник заговорил только в пять лет. Многие из-за этого теряют драгоценное время, а потом сожалеют. Сама я никогда не скрывала диагноза своего ребенка, потому что чем раньше примешь эту проблему, тем больше сможешь сделать. Стараюсь быть примером отношения матери к своему особенному ребенку. Крайне важны стабильность матери, ее психологическое состояние, чтобы коррекция ребенка шла позитивно. Если посмотреть на ситуацию даже семилетней давности, а моему ребенку уже 18 лет и у меня есть возможность сравнивать, многое за это время изменилось в лучшую сторону, попытки сделать как можно больше для наших детей с каждым годом растут. При этом число детей с аутизмом по всему миру тоже растет, и мы не исключение. Особенно в сельской местности сложная ситуация. Амир сейчас является студентом колледжа дизайна. Да, было сложно поступить, но однокурсники его приняли хорошо, в основном это девочки, Амир ходит на занятия с большим удовольствием. Когда меня спрашивают, для чего ему нужен колледж, отвечаю: в первую очередь это общение. Думала сначала, что он не сможет обучаться в колледже вместе со всеми в одной группе, но, как показала практика, нет ничего невозможного. Важно работать в тандеме с учебным заведением, чтобы создать для такого ребенка максимально комфортную атмосферу. Амир рисует акрилом на холсте. В основном это природа, в том числе водная стихия, также ему интересна тема космоса. Сейчас у него новый педагог по живописи - Ляна ХАЛИЛОВА, она занимается с Амиром индивидуально. Амир каждый год ждет участия в фестивале со своими работами, которые приобретают другие, расстается с ними легко, не переживает по этому поводу, так как рисует много и быстро. Если бы не учеба, рисовал бы еще больше. Также занимается чеканкой, плаванием, ходит на танцы, долго занимался иппотерапией, много лет мы ездили на три недели в дельфинарий, плавали с дельфинами. У ребенка с аутизмом, как и у каждого ребенка, должна быть сфера, в которой он будет расслабляться. К сожалению, у него нет друзей, иногда посторонним кажется, что аутичный ребенок ничего не понимает, потому что не может полноценно вести диалог. На самом деле аутичные дети интеллектуально очень хорошо развиты. Родители должны понимать, что не все аутичные дети будут именно рисовать, надо искать ту сферу, которая подойдет им и раскроет их способности. А способностей у таких детей даже больше, чем у среднестатистических. В этом году в фестивале задействовано около тридцати участников, возраст самый разный - от пяти лет и далее без ограничений. Приходите к нам на выставку, вам понравится! Ольга КАЛАШНИКОВА. Фото Тамары Ардавовой
Поделиться:Читать также:
|